Падение рейтингов, политический тупик внутри страны и грубейшие просчеты во внешней политике поставили Белый дом перед моментом истины. О затруднительном положении Байдена пишет Саймон Тисдалл, автор The Guardian (источник).
Джо Байден – негодный президент? Спустя девять месяцев его президентства так считает все большее число американцев и многие иностранные союзники. По свежим опросам Gallup и Rasmussen, байденовский рейтинг одобрения в Америке составляет минус 10 баллов при общесреднем значении опросов минус 4. Это резко расходится «плюсовым» 19-балльным рейтингом одобрения при его вступлении в должность в январе.
Многочисленные факторы свидетельствуют, что происходящее в Штатах все больше напоминает крах администрации Байдена. Отсутствие у Байдена работающего плана против пандемии вызвало нарастание критики во время летней вспышки ковида. Не прекращается жестокое обращение с мигрантами на мексиканской границе, которому он обещал положить конец. Поддержанное Байденом реформирование полиции (запрет удушающих захватов и введение национальных стандартов для полиции), ставшее следствием смерти Джорджа Флойда, на прошлой неделе было отклонено в Конгрессе.
Провальная внешняя политика
За рубежом байденовская внешнеполитическая репутация подорвана полным исчезновением афганских войск и бегством американских ВС, гибелью американцев и афганцев. Прежде всегда лояльные заграничные союзники Штатов вдруг принялись шумно жаловаться на хаотичное управление [Белого дома] – и избиратели их слушают. Конфликт с Францией из-за военного пакта AUKUS продемонстрировал его безразличие к многосторонней политике.
Практическое использование Байденом для достижения своих целей прежних связей, личных знакомых и внешней доброжелательности приносит слабую отдачу. Глава Китая Си Цзиньпин отказался встретиться на высшем уровне. Российский президент Владимир Путин встречался с ним в Женеве, насладился признанием и продолжил принимать недоброжелательные решения. На прошлой неделе Байдену пришлось несколько дней ожидать телефонного звонка с рассерженным французским президентом Эммануэлем Макроном.
Выступление Байдена в ООН на прошлой неделе помогло объяснить чувство разочарования – и разочаровывающего удивления, – возникающего в мире повсеместно. Его речь вызывала скуку. Карикатурный образ «Сонного Джо» подчеркнула встреча с израильским премьером Нафтали Беннеттом, на которых Байден задремал перед камерами.
Показательна и суть ооновской речи. Хвастовство Байдена о том, что Штаты после Афганистана больше не воют – очевидная неправда. Прямо сейчас есть Сирия и Ирак, есть Сомали и иные контрповстанческие группировки американских войск. Его заявление о том, что он ведет войну против «безжалостной дипломатии» (подчеркивание многосторонности его политики), прозвучало на фоне его же внешнеполитического пренебрежения ко Франции и ЕС в целом, к Китаю.
Байден настаивал в ООН, что не хочет воевать с Китаем. «Мы продолжим защищать наших союзников… противодействовать попыткам доминирования сильных над более слабыми [но]… Америка не стремится к очередной холодной войне или разделу мира жесткими блоками», — заявил он. Это утверждение странным образом совпало с пактом AUKUS, реформацией японо-австрало-индийского альянса QUAD, а также с призывами Байдена к оружию, обращенным к Индо-Тихоокеанскому региону. Спустя 9 месяцев после байденовского обещания о «возврате Америки» многие из тех, кто приветствовал это (к примеру, германские экспортеры), теперь склонны сидеть тихо или бегать в поисках укрытия.
Провалы по внутренней политике
Байдену крайне нужна значительная законодательная победа, чтобы остановить падение его рейтингов – план соцрасходов на $ 3,5 трлн и инфраструктурный пакет на $ 1,1 трлн. Только это позволит ему оправдаться перед скептиками.
Ему также нужен Конгресс, чтобы предотвратить остановку работы правительства в конце сентября и возможный дефолт США в следующем месяце, а для этого нужно пролонгировать финансирование и нарастить определенный законом максимум федеральных заимствований. С учетом неприязни республиканцев, Байдену лучше уже сейчас подыскивать план «Б» по этой ситуации.
Продолжается ожесточенная «партизанская» схватка по иммиграционной реформе. На прошлой неделе Байден и его неэффективный вице-президент Камала Харрис подверглись критике их собственным посланником Дэниелом Футом, объявившим свою отставку из-за злоупотреблений, причиняемых гаитянским мигрантам. Продолжающееся следование Байденом трамповским мерам сдерживания мигрантов вызывает тревогу у его сторонников. При этом правые считают его слишком мягким.
Что будет дальше
Хочет ли Байден сделать слишком многое за кратчайшие сроки? Наверное. У него есть значительные удачи – внедрение вакцин, «пандемическая» поддержка населения на $ 1,9 трлн, возврат к Парижскому климатическому соглашению. А в отношении принуждения законодателей к социальным изменениям – здесь он пытается восполнить то, что не удалось его более осторожному прежнему боссу Бараке Обаме. Если Байден, которому 79 лет исполнится в ноябре, крайне тороплив – это лишь потому, что у него действительно нет времени и поддержки (в 2022 г. будут выборы в Конгресс, которые демократы проиграют).
Афганская неразбериха и скандал с AUKUS выявили у Белого дома «оловянные уши» (прим. Инфосми: неспособность слышать что-то определенное). Байден действительно верит в союзы. Однако с началом падения фишек он поступает подобно своим предшественникам – только для собственных интересов США, и игнорируя проблемы других союзников.
Точно так же он искренне верит во внутриамериканские реформы. Но как бы Байден ни старался, ему не удается замедлить ускорившееся расслоение американской нации, воспрепятствовать негативу от могущественного наследия Трампа.
К власти в Конгрессе в следующем году придут республиканцы, это уже очевидно. Большая часть существующей повестки Байдена, скорее всего, будет аннулирована, а его президентство может даже не выдержать одного срока. Впрочем, этот мрачный сценарий не обязательно сработает. Но западному миру остается лишь настороженно отслеживать американскую драму в стиле «Короля Лира», ожидать 2024 года и затаенно причитать: «Умоляют, только не Трамп!».