Глава Объединенного комитета начальников штабов (JCS) убежден, что Штаты должны найти способы расширить военные контакты с русскими. По мнению Милли, необходимо также присутствие наблюдателей от каждой стороны для присутствия на военных учениях друг друга. Это позволит повысить прозрачность взаимоотношений и снизить риски конфликтов. Источник: Associated Press.
В Финляндии в среду (22 сентября) прошла шестичасовая встреча генерала Милли со его российским коллегой генералом Герасимовым, главой Генштаба России. В четверг (23 сентября) на обратном пути в США Марк Милли дал интервью двум репортерам, путешествовавшим вместе с ним в правительственном самолете. Он сообщил, что с некоторого времени военные контакты между двумя великими державами главным образом происходят между высшим военным командованием стран, таким как глава Минобороны и верховный главнокомандующий объединенными силами в Европе.
Но он отметил, что Штаты могут рассмотреть вопрос о допуске большего числа представителей военного командования к налаживанию достаточно тесных отношений с их российскими коллегами, что в настоящее время запрещается. Это, к примеру, позволит вести диалог сторонам командования ВМС во избежание конфликтов при напряженности на море.
«Нам необходимо ввести в действие политику и процедуры для убежденности, что мы наращиваем уверенность, снижаем неопределенность и повышаем доверие, чтобы сократить недоверие, а также увеличиваем стабильность, чтобы избежать нестабильности и просчетов, минимизировав вероятность войны великих держав», — сообщил Милли. «Это фундаментальная вещь, которую нам следует попытаться сделать. Я лично приложу к этому все усилия».
По его словам, стоит изучить возможность участия наблюдателей на учениях и другие изменения. «Возможно, мы этого не добьемся, однако мы должны хотя бы попытаться сделать это», — отметил Милли.
Глава JCS отказался сообщить содержание своих переговоров с Герасимовым, но в заявлении российского Генштаба указывается, что речь шла о прозрачности взаимоотношений. Также там говорится, что встреча была посвящена военному взаимодействию и что «обе стороны стремятся к большей прозрачности, чтобы уменьшить недопонимание и повысить стабильность».
Потребность в комментариях генерала Милли, озвученных им в четверг, была вызвана фурором в связи с призывами, сделанными им в последние неспокойные месяцы президентства Трампа, чтобы заверить своего китайского коллегу в отсутствии намерений у Соединенных Штатов внезапно вступать в войну с Китаем или совершать какие-то иные боевые акции против КНР.
Милли утверждал, что подобные звонки являются обычным делом и «полностью соответствовали обязанностям и ответственности» его работы, поскольку позволяют успокоить оппонента и обеспечить стратегическую стабильность.
Однако Трамп назвал эти звонки китайцам предательскими, после чего некоторые конгрессмены потребовали от генерала ухода в отставку. Однако, когда во время горячей дискуссии в Конгрессе по его вопросу, генерал Марк Милли был за тысячи километров от округа Колумбия и занимался обычными делами: вел переговоры со своими военными коллегами – как союзниками, так и противниками – на серии встреч в Европе.
Шаткость отношений Америки и России
После периода сотрудничества по окончании холодной войны в вопросах ядерной безопасности и других оборонных нюансов произошло резкое ухудшение отношения между Вашингтоном и Москвой, в особенности после того, как российские войска вошли в бывшую советскую республику Грузию в 2008 г. Напряженность усилилась еще больше после «аннексии Россией Крыма в 2014 г.» и ее «военной интервенции на восток Украины» (прим. Инфосми: при переводе сохранена орфография автора).
Не так давно Штаты подвергли критике попытки России «вмешаться в американские выборы» и связали Москву с широко распространенными «кибератаками», включая шпионскую группировку SolarWinds, действия которой взывали взлом 80% учетных записей электронной почты, используемых в нью-йоркских прокуратурах и нескольких других ведомствах.
В ответ на «вторжение на Украину» Конгресс в 2016 г. ограничил масштабы военного взаимодействия с Россией, приняв закон, запрещающий «военное сотрудничество» до тех пор, пока Минобороны США не подтвердит, что Россия «прекратила оккупацию украинской территории» и «агрессивные действия». Позже в этот закон были внесены поправки, согласно которым его действие не распространяется на военные переговоры, призванные «снизить риск конфликта».
Генерал Милли сообщил журналистам, что в прошлом контакты между военным командованием Соединенных Штатов и Россией способствовали именно снижению напряженности. Не вдаваясь в подробности, он отметил, что за последние два года между американцами и россиянами произошла пара инцидентов, которые привели к разговору между Милли и Герасимовым.
По его словам, такие звонки совершаются с ведома президентской администрации и часто происходят по инициативе Белого дома. В тех случаях, как он отметил, телефонные переговоры носили успокаивающий характер. «Этих звонков никогда бы не было, если бы я не познакомился с ним [генералом Герасимовым] немного раньше», — сказал Милли.
Несмотря на все трения между двумя странами, США также ищут у России возможную помощь в борьбе с афганскими экстремистами.
США стремятся обеспечить для себя право базирования и другую контртеррористическую поддержку в странах, граничащих с Афганистаном. И были сигналы о том, что Штаты хотели бы, чтобы Россия ослабила свою внешнеполитическую позицию и могла лучше контролировать афганскую обстановку, а также, при необходимости, наносить удары по боевикам «Аль-Кайды» и «Исламского государства» (террористические организации, запрещенные в РФ), способных вновь попытаться напасть на Америку.