Усилившая напряженность между Литвой и Китаем стала ответом Пекина на заявленную Вильнюсом позицию по «тайваньскому вопросу». Литовские производители опасаются, что Китай полностью прекратит импортировать их продукцию.
Delfi, один из крупнейших литовских СМИ, опубликовал статью с заголовком «Китай больше не покупает литовские продукты». После отзыва Пекином своего посла из Литвы местные экспортеры начали жаловаться, что Китай отказывается покупать у них сыр, зерно, древесину и другие продукты. По мнению китайских экспертов, принципиальные внешнеполитические ошибки Литвы неизбежно повлияют на перспективы ее торгово-экономического сотрудничества с Китаем.
В материале Delfi цитируется Арунас Залецкис, гендиректор литовской деревообрабатывающей компании Medvita, сообщивший, что 99% продукции компания ранее продавала Китаю, однако в настоящее время продажи прекратились. Залецкис заявил о намерении сменить страну регистрации своей компании. Он пожаловался: «Теперь китайцы не хотят нигде видеть литовских поставщиков».
В то же время Гинтарус Берташус, руководитель молокоперерабатывающего предприятия Vilkyskiu pienine в Литве, не скрывает своего разочарования. Берташус отметил, что если прежде Вильнюс поощрял предпринимателей к установлению торговых отношений с Китаем, то сейчас все, что делает литовским правительство, прямо противоположно прежней внешнеполитической позиции.
«Наш экспорт в Китай прекращен. Это факт», — сказал Карлос Шмас, глава литовской ассоциации производителей и экспортеров продуктов питания. – Китайские партнеры прекратили сотрудничать с нами по разным причинам».
На прошлой неделе эстонское агентство Baltic News процитировало сообщение, что «Китай приостановил транзит прямых грузовых поездов Китай-Европа через Литву». Китайская компания China Railway Container Corporation опровергла эти слухи и была обвинена литовцами в ложных сведениях. Новость о том, что КНР прекратил импорт товаров, производимых Литвой, в настоящее время в одностороннем порядке сообщается литовскими СМИ и не подтверждается Китаем.
Это не проблема?
Реагируя на опасения литовских бизнесменов, экономист «Swedbank» Нериюс Мачулис заявил, что экономическая зависимость Литвы от Китая крайне мала, в то время как «принципиальная позиция Литвы в отношении Тайваня» может принести стране большие выгоды. «Насколько известно, Литва, возможно, с помощью тайваньских экспертов сможет построить завод по выпуску микропроцессоров и полупроводников. Если этот план стоимостью 2,5–3 млрд евро будет реализован, то прибыль перевесит утрату китайского рынка».
По официальным данным китайского Минторга, Литва является крупнейшим торговым партнером Китая в Прибалтике, а Китай – крупнейшим торговым партнером Литвы в Азии. Одним из важнейших направлений сотрудничества между двумя странами является сельскохозяйственная продукция.
Начиная с 2017 года, Китай и Литва последовательно подписали протоколы экспорта в КНР замороженной говядины, силоса, морепродуктов, пшеницы и прочей сельхозпродукции. В конце 2019 г. литовская говядина и пшеница впервые были экспортированы в Китай. Благодаря совместным усилиям правительств и предприятий двух стран, другие литовские продукты, такие как минеральная вода, пиво и молочный шоколад, также появились на китайском рынке.
Статистика показывает, что 2009-2019 годы были «золотым периодом» нейтральных отношений, подчеркиваемых ростом двусторонней торговли. Согласно статистике Минторга КНР, объем торговли между двумя странами особенно стремительно вырос с 2015 г. – с $ 1,351 млрд до $ 2,135 млрд, увеличившись за пятилетие более чем на 82%. Посол Китая в Литве Шен Чжифэй сообщил в недавнем интервью The Baltic Times, что статистика и факты показывают об открытости китайского рынка для Литвы и его постоянного развития.
Санкции Литвы против КНР
Вильнюс внезапно ввел против Китая неравные экономические и торговые ограничения. Китайский посол Шен Чжифей вспомнил, что литовское правительство ранее отказало многим китайским высокотехнологичным продуктам (к примеру, Huawei 5G) в выходе на рынок Литвы по соображениям «нацбезопасности» и политики.
«Откровенно говоря, рынок Литвы не влияет на общее развитие экономики Китая, но жители и владельцы литовских предприятий потеряли возможность пользоваться наиболее передовыми современными технологии и продуктами», — подытожил Чжифей.
Цуй Хунцзянь, руководитель факультета европейских исследований в институте международных исследований КНР, считает, что в контексте нынешних отношений Литвы и Китая перспективы торгово-экономического сотрудничества туманные. Он отметил, что сейчас «мяч» находится на стороне Вильнюса. Если литовские власти захотят исправить ситуацию, то торговля между странами продолжится.
Гао Фэн, пресс-секретарь Минторга КНР, 19 августа заявил, что Литва грубо нарушила дух коммюнике об установлении дипотношений между странами, серьезно подорвав суверенитет и территориальную целостность Китая, что серьезно повлияло на уверенность Пекина к сохранению взаимовыгодного сотрудничества.
21 августа на сайте Госдепа США появилось сообщение о разговоре Блинкена с главой литовского МИД Ландсбергисом, в котором госсекретарь США заверил Вильнюс в «железной» поддержке, как своего союзника по Альянсу и партнера ЕС «перед угрозой насильственного поведения Китая».