Редакция не предоставляет справочной информации и не несёт ответственности за достоверность содержимого рекламных объявлений.Настоящий ресурс может содержать материалы 18+

The Guardian: Абдул Гани Барадар из «Талибана» — бесспорный победитель в 20-летней войне

Лидер талибов Барадар, освобожденный из пакистанской тюрьмы по требованию США менее трех лет назад, стал неоспоримым победителем в афганской войне начала XXI века.

В то время как Хайбатулла Ахундзада является общим лидером талибов, Барадар –  политический руководитель «Талибана» (запрещен в РФ) и его публичное лицо. Сообщается, что он прибыл из Дохи в Кабул в воскресенье вечером. В телевизионном заявлении о падении Кабула он сообщил, что настоящее испытание талибов только начинается, поскольку предстоит оправдать ожидания афганского народа.

Возвращение Барадара к власти олицетворяет неспособность Афганистана вырваться из кровавых оков своего прошлого. История его взрослой жизни – это история непрекращающегося безжалостного конфликта в стране.

Абдул Гани Барадар родился в провинции Урузган в 1968 году, в 1980-х годах воевал в составе афганских моджахедов против Советского Союза. После того, как русские покинули Афганистан в 1992 году и в стране началась гражданская война между соперничающими военачальниками, Барадар вместе со своим бывшим командиром и шурином Мохаммедом Омаром основал медресе в Кандагаре. Вместе два муллы основали движение «Талибан» (запрещено в РФ), возглавленное молодыми исламскими учеными, приверженными религиозному очищению страны и созданию эмирата.

Подпитываемые религиозным рвением, широко распространенной в стране ненавистью к полевым командирам и значительной поддержкой пакистанского агентства межведомственной разведки (ISI), талибы пришли к власти в 1996-м после серии стремительных захватов провинциальных центров. Ту же стратегию они применили в последние недели, застигнувшие мир врасплох. Барадар, заместитель муллы Омара, которого многие считали очень эффективным стратегом, был ключевым архитектором этих побед.

Он играл несколько военных и административных ролей в пятилетнем режиме власти талибов. Ко времени, когда «Талибан» был свергнут США и их афганскими союзниками, Барадар был замминистра обороны.

The Guardian: Абдул Гани Барадар из «Талибана» - бесспорный победитель в 20-летней войне

При 20-летнем изгнании талибов Барадар получил репутацию сильного военного лидера и тонкого политического деятеля. Западные дипломаты пришли к выводу, что он принадлежит к крылу «Кветта Шуры» — перегруппированного руководства «Талибана» в изгнании – наиболее сопротивляющемуся контролю ISI и в большей степени склонному к политическим контактам с Кабулом.

 

Однако администрация Обамы больше опасалась его военного опыта, чем надеялась на его якобы умеренные взгляды. ЦРУ выследило его в Карачи в 2010-м и в феврале того же года потребовало от пакистанского ISI арестовать его.

«Арест Барадара был в основном спровоцирован его военной ролью в 1990-х, а не вероятностью того, что он внезапно может захотеть заключения мира», — пояснил бывший чиновник Госдепа. «Пакистанцы держали его в заключении все эти годы во многом потому, что этого хотели Соединенные Штаты».

Однако в 2018-и позиция Вашингтона к Барадару изменилась и посланник Дональда Трампа в Афганистане Залмай Халилзад попросил пакистанцев освободить талибского военачальника, чтобы тот мог вести переговоры в Катаре. В администрации Трампа понадеялись, что Барадар согласится на разделение власти в Афганистане. «Я никогда не видел реальных подтверждений этой идее, но советники Трампа упрямо держались за нее», — рассказал бывший чиновник Госдепа.

The Guardian: Абдул Гани Барадар из «Талибана» - бесспорный победитель в 20-летней войне

Барадар подписал в катарской Дохе соглашение со Штатами в феврале 2020-го, что администрация Трампа назвала прорывом к миру. Сейчас очевидно, что это был лишь плацдарм на пути к полной победе «Талибана».

За соглашением США и «Талибана» не воевать друг с другом должны были последовать переговоры о разделе власти между талибами и кабульским правительством Ашрафа Гани. Эти были затяжные переговоры с небольшим прогрессом. Теперь понятно, что Барадар и остальные талибские лидеры попросту тянули время, ожидая ухода американцев и готовя масштабное наступление. Жизненный опыт Абдула Гани Барадара научил его терпению и уверенности в окончательной победе.