Счетная палата США опубликовала в пятницу (30 июля) отчет, в котором призвала Министерство обороны разработать внутренний порядок проверки частных подрядчиков, нанимаемых для обеспечения безопасности. Источник: издание Army Times.
Частные военные компании, которых обычно называют наемниками, за время [американской] войны с террором заработали себе плохую репутацию. И оказалось, что Пентагон в действительности не следит за теми, кого нанимает, не проверял их опыт и соответствие требованиям.
Поэтому GAO настоятельно рекомендует Пентагону подготовить распорядок проверки профпригодности сотрудников ЧВК, учитывать их в отслеживаемых базах данных и создать должность для надзора за частными подрядчиками, нанимаемыми американским Минобороны для обеспечения безопасности.
«Например, GAO проверило данные по задействованному персоналу охранных подрядчиков с должностью «охранник» и обнаружило, что около 12% этих лиц были наняты компаниями, не указанными в списке сертифицированных компаний Минобороны США».
В отчете указывается несколько причин такого положения. Прежде всего, надзор со стороны подрядчика разделен между Минобороны и самими компаниями, т.е. ни одна организация не берет на себя общую ответственность. Наконец, в кадровых базах данных у подрядчиков из сферы безопасности нет определенного кода, поэтому невозможно узнать, сколько их и какую работу они выполняют.
Когда аудиторы GAO изучили базы данных подрядчиков по запросу «охранник», они обнаружили, что на самом деле там указывалось восемь других наименований должностей, исполнявших обязанности, обычно относящиеся к задачам службы безопасности вне зависимости от того, работал ли данный сотрудник в зоне ЧС, обеспечивал «поддержание мира» или выполнял иные подобные миссии.
Службам GAO не только не удалось получить полный список «охранных» подрядчиков Минобороны, но даже в обнаруженных данных не указывался «тип операции или учений, поддержку которых они обеспечивали, а также их функции, действия и статус (вооруженный/невооруженный)».
Самый громкий случай неправомерного поведения персонала обеспечивающей безопасность компании-подрядчика относится к 2007 году, когда четыре сотрудника ЧВК Blackwater из сопровождения дипломатического иракского конвоя открыли огонь по многолюдной площади Багдада, убив 17 и ранив 20 невооруженных жителей, объяснив это реакцией на возможную засаду.
В 2014-м их осудили за эти убийства, приговорив к лишению свободы на срок от десяти лет до пожизненного заключения. Однако экс-президент Трамп перед уходом с должности помиловал их.
В 2009-м Пентагон уже пытался выстроить систему надзора, создав структуру, проверяющую по поручению Пентагона обоснованность разрешений об использовании охранными подрядчиков огнестрельного оружия. Эта структура должна была контролировать деятельность ЧВК, ей компании-подрядчики обязаны были сообщать об инцидентах и отчитываться по соблюдению стандартов в обеспечении охраны.
Но в американском Минобороны не контролировали деятельность созданной надзорной структуры, объяснив это отсутствием показателей, позволяющих определять действительность надзора со стороны охранного подрядчика.
«У Минобороны [США] нет единой должности высшего уровня, которая обеспечивала бы полный контроль за тем, выполняет ли назначенная структура Пентагона и подрядные организации свои соответствующие надзорные роли и функции», — указывается в отчете GAO. «Не назначив эту должность, Минобороны увеличивает риск инцидентов, которые должна предотвращать его структура».
Пентагон согласился с выводами GAO, заявив о намерении создать надзорную должность и усилить возможности контроля за ЧВК.