Сделка о выводе американского контингента выглядит как последняя попытка иракского премьер-министра достичь баланса между двумя ближайшими союзниками – США и Ираном. Однако добиться действительного сокращения численности военнослужащих США в Ираке у аль-Казыми заведомо не удастся.
В эти выходные Мустафа аль-Казыми направился в Вашингтон, чтобы потребовать от Байдена вывода всех войска США из Ирака. Об этом иракский премьер-министр объявил через местные СМИ, подчеркнув, что он «положит конец присутствию американских боевых сил».
Американские официальные лица говорят, что Штаты, вероятно, выполнят просьбу премьер-министра Мустафы аль-Казыми и установят крайним сроком этот год, о чем будет объявлено в понедельник.
Пентагон и другие официальные лица Белого дома заявляют, что из Ирака будет выведена часть от 2500 американских военнослужащих, дислоцированных в этой стране, тогда как роли других сил будут лишь официально изменены. Это даст аль-Казыми политический трофей, с которым он сможет вернуться домой и удовлетворить антиамериканские группировки в Ираке. При этом военное присутствие США в Ираке сохранится.
«К концу года военные силы Штатов прекратят участие в боевых действиях», — пояснил высокопоставленный американский чиновник, которому известно содержание переговоров. «Мы ожидаем некоторой корректировок сил в соответствии с этим обязательством».
То, что кажется заранее определенным актом дипломатического театра, – последняя попытка аль-Казыми достичь баланса между требованиями двух ближайших союзников Ирака, которыми являются Штаты и Иран. Проиранские группировки требуют ухода США, тогда как иракские официальные лица признают, что им все еще нужна помощь американских войск.
В свою очередь, администрация Байдена пытается разобраться, как действовать в стране, которая за 18 лет после вторжения США все более попадает под контроль проиранских ополченцев на фоне коррумпированной политической системы, поставившей правительственные учреждения Ирака на грань краха.
Правительство аль-Казыми вместе с высокопоставленными иракскими военными негласно выступает за полное сохранение в Ираке американского контингента. Но убийство генерал-майора Касема Сулеймани, главы иранской службы безопасности и разведки, а также высокопоставленного сотрудника иракской службы безопасности вместе с еще восьмью представителями ополчения Ирака во время атаки беспилотника в 2020 г. сделало нынешнее присутствие Соединенных Штатов в стране политически невозможным.
После расстрела в 2020 г., причиненного американским БПЛА, парламент Ирака потребовал от правительства изгнать войска США. Это требование не имело обязательной силы, однако служило убедительным сигналом для любого местного политика, желающего остаться у власти. Для премьер-министра тоже.
Борясь с пандемией коронавируса, бюджетным кризисом и мощными формированиями ополченцев, поддерживаемыми Ираном, которые в значительной степени неподконтрольны Багдаду, с момента вступления в должность два года назад аль-Казыми добился мало чего.
В пятницу Пентагон заявил, что ожидает сохранения численности «иракского» контингента США, однако пообещал частично пересмотреть его задачи.
Но, по заявлениям иракских официальных лиц, предоставление Штатами временного политического прикрытия для аль-Казыми путем реклассификации сил США без действительного сокращения численности вряд ли удовлетворит ополченцев и местные политические силы, требующих полного ухода американцев.
«Переименование с боевых частей на инструкторов и советников – это попытка обмана», — заявил Мохаммад аль-Рубаи, представитель «Асаиб Ахль аль-Хакк», одной из крупнейших проирански настроенных группировок ополчения, занимающей 16 мест в парламенте Ирака.
Эти ополченцы и многие связанные с ними иракские политики утверждают, что действительная цель американских сил в Ираке – противостояние Ирану, а не угрозам со стороны ИГИЛа (запрещено в РФ). Иран в этом году инициировал все более изощренные атаки, включая удары беспилотниками, по объектам США в Ираке. Штаты также нанесли выверенные ответные удары.
Американская оккупация Ирака потрясла страну. Был не только свергнут ее диктатор, но и распущена армия, уничтожены правительственные институты. Штаты помогли вернувшимся иракским изгнанникам создать политическую систему по сектантским и этническим принципам, терзающую Ирак по сей день.
В течение многих лет новая система обеспечивала посты в министерствах политическим партиям, выкачивающим деньги, предназначенные для госуслуг. В Ираке практически не действуют больницы, регулярно отключается электричество. В стране с правительством, не способным оплачивать счета, миллионы безработных.
Десятилетие предвоенных американских санкций нанесли серьезный инфраструктурный урон Ираку. Электроэнергетика страны до сих пор восстановлена не полностью. Последующие сражения против «Аль-Каиды» (запрещена в РФ) и годы гражданской войны еще больше повредили инфраструктуру.
В связи с прошлогодним удешевлением нефти власти Ирака не могут выплачивать зарплаты государственным чиновникам, затраты на содержание которых с 2004 года утроились, поскольку политические партии во главе министерств создали рабочие места для лояльных им граждан.