Польский военный аналитик Максимилиан Дура считает, что интенсивные переговоры Китая с аргентинским правительством по поставкам китайских истребителей не только пошатнут обстановку в Южной Америке, но также приведут к восстановлению «недемократического» правления в Аргентине. В публикуемом «Инфосми» переводе оригинальной статьи сохранена авторская орфография.
Наблюдатели [за китайско-аргентинскими отношениями] сходятся во мнении, что визит в начале мая 2021 года китайской делегации в Аргентину для укрепления военного сотрудничества может полностью видоизменить рынок торговли оружием в Южной и Центральной Америке.
Китайцы поначалу действовали очень осторожно, не желая, чтобы их усилия были каким-то образом заблокированы. Однако их «тихие» переговоры начинают приносить все более ощутимые результаты. Прорывом должно было стать заключенное в феврале 2015 г. предварительное соглашение о возможной покупке нескольких систем вооружений на сумму более $ 1 млрд. Договоренность предполагала заказ Аргентиной в Китае 5 корветов (корветы варианта P18N, три из которых должны были строиться на верфях Аргентины), 14-20 истребителей четвертого поколения (FC-1/JF-17 или J-10) и 110 бронемашин 8×8 VNI.
Предложение Китая было привлекательным тем, что включало помощь в создании аргентинской системы спутникового слежения в сочетании с совместным использованием спутниковых изображений. Космическое сотрудничество Аргентины и Китая уже налажено постройкой комплекса спутникового слежения CLTC в аргентинской провинции Неукен – первого в своем роде за пределами Китая.
Проект был реализован, несмотря на критику аргентинской оппозиции в отношении постройки важного элемента китайской системы ПРО. Следует помнить, что, в отличие от гражданского космического агентства Европы (ESA), имеющего аналогичное соглашение с Аргентиной, китайской космической программой управляет НОАК. Таким образом, CLTC состоит в стратегических военных силах Китая. Кроме того, по пятидесятилетнему соглашению о CLTC Аргентина обладает ограниченным контролем над территорией, где расположен спутниковый комплекс, предоставляет долгосрочные налоговые льготы и не препятствует въезду китайских сотрудников.
Несмотря на критику прежнего опыта аргентино-китайского сотрудничества, оба правительства в настоящее время обсуждают продажу китайско-пакистанских истребителей JF-17. Аргентина может рассчитывать на очень привлекательную цену, поскольку китайцы очень заинтересованы в контракте и могут пойти на крупные уступки. При достижении соглашения Китай компенсирует небольшую прибыль продажи истребителей в будущих сделках по вооружению с другими южноамериканскими странами, когда им откроется оружейный рынок на этом континенте.
Китайцам благоприятствуют изменения в аргентинской политике. Предыдущее соглашение шестилетней давности было подписано во время президентства Кристины Киршнер, возглавлявшей партию «левых» и «перонистов» (сторонники политики Хуана Перона) и пытавшейся укрепить связи с Пекином. Однако после того, как в 2015 г. к власти пришел «правый» президент Маурисио Макри, уже стартовавшие «китайские» проекты были свернуты. Но в 2019 г. произошло очередное политическое изменение, власть вновь получили «перонисты». Кристина Киршнер стала вице-президентом и возобновила переговоры о сделках по оружию с Китаем.
Единственным препятствием для завершения контрактов является валютный кризис в Аргентине. Дефицит бюджета уже привел к развалу ВС этой страны. В особенно сложном положении оказались аргентинские ВВС: в 2015 г. им пришлось прекратить эксплуатацию всех истребителей «Мираж», ничем их не заменив. Ситуация неловкая, поскольку у соседних Чили и Бразилии современные истребители имеются.
Трудности Аргентины с покупкой истребителей у Запада в первую очередь вызваны оружейным эмбарго Великобритании, введенным после Фолклендско-Мальвинского конфликта 1982 года. Давление Лондона «отпугнуло» шведов от продажи Аргентине самолетов Gripen в 2015 г., а также южнокорейцев с их самолетами FA-50. Однако британское эмбарго против Китая оказалось неэффективным. Единственным препятствием для подписания соглашения является то, что Англия поставляла элементы катапультирования пилота для JF-17.
Несмотря на это, Китай сделал свое предложение, что стало своего рода спасением для предбанкротной Аргентины. Успеху китайских оборонных предприятий способствуют не столько низкие цены, сколько формат оплаты заказов: возможность отсрочки выплат, а также оплата полезными ископаемыми и правом выгодных инвестиций. Например, Венесуэла платила китайцам за оружие дешевой нефтью.
Предложение Китая также соблазнительно возможностью передачи технологий, возможно, даже производством JF-17 в Аргентине. Пекину достаточно сделать аналогичные предложения в отношении своих вертолетов и бронетехники. Для аргентинских ВС это будет единственная доступная возможность начать модернизацию.
В результате британское эмбарго против Аргентины создает непреднамеренный эффект проникновения китайского вооружения и инвестиций в Южную Америку. Первыми это почувствуют американцы, всегда доминировавшие на южноамериканском рынке вооружений. Кроме того, усиленные в военном отношении страны могут пересмотреть политическую позицию и применить китайское оружие для дестабилизации обстановки, что не отвечает интересам Штатов.
Британцам также грозят риски столкновений с неплохо и недорого вооруженной страной. Более того, Китай может помочь аргентинцам преодолеть финансовый кризис. Это будет просто, поскольку Аргентина является второй по величине латиноамериканской страной, при этом очень богатой природными ресурсами. Китайские компании уже инвестировали более $ 15 млрд только в нефтяной сектор. КНР уже получает аргентинскую сельскохозяйственную продукцию, в том числе сою. А также Пекин ведет переговоры о 15 инфраструктурных проектах в Аргентине стоимостью $ 30 млрд.
Китай может обеспечить Аргентину возможностью сражаться за Фолкленды. Как правило, политики в Буэнос-Айресе убеждены, что аргентинские претензии на острова полностью оправданы. И при поддержке Китая политикам Аргентины незачем беспокоиться о реакции западных инвесторов и банков на их, возможно, «недемократические» шаги.