Роберт Бёрнс, обозреватель Associated Press, отмечает, что на свержение режима талибов в 2001 г. у Штатов ушло два месяца. Однако спустя 20 лет американская коалиция покидает Афганистан без победы, а «Талибан» (запрещен в РФ) вновь возвращает себе власть.
При величайшей военной мощи Америка потерпела поражение в Афганистане. Это идеальная демонстрация известного парадокса: можно выиграть битву и все же проиграть войну. Или так: технологически превосходящие силы могут убивать более эффективно, чем их противник, но не способны достичь результата, хотя бы отдаленно похожего на победу.
Афганская война показала, что в XXI веке требуется нечто большее, чем только оккупационная армия даже с наиболее современным оружием, как у Америки, чтобы превратить свержение правительства, даже такого слабого, как лидеры «Талибана», в устойчивый успех. Для окончательной победы требуется как минимум понимание местной политики, истории и культуры, которым американцы не уделили времени.
Соединенные Штаты недооценили, насколько их присутствие в качестве оккупантов подпитывало мотивацию «Талибана» к борьбе и ограничивало способность правительства Кабула объединить племена. Хотя Бен Ладен в конечном итоге был убит, а его сеть «Аль-Каида» (запрещена в РФ) ослаблена как международная угроза, афганцы по-прежнему находятся в водовороте насилия и жестокости, которым не видно конца.
В своей книге «Американская война в Афганистане. История» Картер Малкасян, экс-советник высокопоставленных военных руководителей США в Афганистане и Вашингтоне, пояснил, что одной из причин тщетности американских усилий было влияние ислама и сопротивление оккупации иностранных государств. По его словам, это были факторы, которые американское командование недостаточно осознавало.
«Само присутствие американцев в Афганистане повлияло на то, что означает быть афганцем», — отмечает Малкасян. «Это побуждало мужчин и женщин защищать свою честь, свою религию, свой дом. Это мотивировало молодежь сражаться. Это воодушевляло талибов. Это подрывало волю афганских солдат и полиции».
Военные США упустили возможности стабилизировать Афганистан в первые годы после изгнания талибов, управлявших страной-международным изгоем с 1996 г. Но более серьезный вопрос заключается в том, был ли правильным выбор военных на роль лидеров в задаче перевода Афганистана от хаоса к стабильности.
Разумеется, американские военные не ведут войны исключительно на своих условиях, они действуют в направлении, указанном гражданскими. И хотя политиков можно обвинять в том, что они переборщили с планами превращения Афганистана в демократию, способную защитить себя, военным в конечном итоге пришлось принять эту цель. За 20 лет заявления военного командования о том, что они близки к успеху в Афганистане, повторялись так часто, что критики задавались вопросом – не ходят ли военные по кругу.
Отставной генерал Карл Эйкенберри, обладающий редким сочетанием военного и дипломатического опыта на высоком уровне в Афганистане, сказал, что американское командование изначально отказывалось от идеи бессрочной миссии по формированию нации в бедной стране, травмированной десятилетиями гражданской войны.
Потери Штатов в Афганистане огромны. Десятки тысяч военнослужащих афганских правительственных сил и мирных жителей были убиты. США потеряли более 2 440 военнослужащих, а их союзники по коалиции – более 1 100 человек. США потратили сотни миллиардов. Но даже после ухода администрация Байдена планирует выпросить у Конгресса еще миллиарды на поддержку афганских солдат – даже на их обычную зарплату.
Война, произошедшая в результате травматических последствий атаки угнанными самолетами 11 сентября, превратилась из триумфального изгнания «Талибана» из Кабула в более чем десятилетие возрождения талибских мятежников.
Эксперты расходятся во мнениях относительно основной причины, по которой Штаты не сумели предотвратить возрождения «Талибана» после первоначальных потерь этого движения, но способствующим фактором признается решение Джорджа Буша об иракском вторжении в 2003 г. Через несколько лет иракская война полностью поглотила внимание Вашингтона, отчего события Афганистана ушли на второй план. «Это была роковая ошибка», — считает генерал Эйкенберри.
Спустя целое десятилетие от кончины Бен Ладена президент Джо Байден решил, что продолжать войну бессмысленно. Он утверждал, что главная цель афганской войны – сокрушение «Аль-Каиды» и воспрепятствование экстремистским силам Афганистана вновь стать базой для новых нападений на Штаты – была достигнута. Однако определенные риски остаются – это крах афганского правительства и возвращение экстремистских угроз. Байден пообещал сохранить дипломатическое присутствие США в Кабуле и настаивать на мирном урегулировании.
«Хотя наши сегодняшние рейды сосредоточены на талибах и иностранных террористах в Афганистане, наша цель гораздо шире», — заявлял репортерам глава Минобороны Рамсфелд в 2001 г. «Наша цель – победить всех использующих терроризм, а также поддерживающих их». Он ясно дал понять, что это глобальная война с терроризмом, а не только военная операция в Афганистане.
Тем не менее, даже когда разговоры о войне с терроризмом утихли, война в Афганистане продолжилась дальше, причем уже после понимания, что победа недосягаема.
«В конце концов, мы начали войну в Афганистане, потому что могли», — отметил генерал Эйкенберри. «При отсутствии конкурентов и дефицитных расходов мы получили преимущество в стратегическом и политическом плане – саму возможность вести вечную войну».