Администрация Байдена пообещала британскому суду после экстрадиции не содержать Джулиана Ассанжа в условиях строгого режима и даже позволить ему отбывать наказание в родной Австралии. Источник: The New York Times.
Эти заверения были обнародованы в среду при вынесении решения британского Высокого суда, удовлетворившего апелляцию властей Соединенных Штатов на раннее судебное постановление, отклоняющее запрос от администрации Трампа экстрадировать Ассанжа на основании бесчеловечности условий в американских тюрьмах для заключенных с самым строгим режимом.
Новое постановление [Высокого суда] полностью не обнародовано. Но в электронном письме пресс-служба Королевской прокуратуры представила резюме, показывающее, что Высокий суд принял три из пяти оснований для апелляции, представленной Штатами, а также раскрыл обещания, данные администрацией Белого дома.
Судья низшей инстанции Ванесса Барайцер (магистратский суд Вестминстера) постановила в январе, что «учитывая психическое состояние Ассанжа, экстрадировать его в США было бы угнетающе» с учетом условий заключения в американских тюрьмах. В резюме текущего решения о принятии апелляции говорится, что Штаты «предоставили Соединенному Королевству пакет гарантий, соответствующих конкретным выводам окружного судьи по этому делу».
В нем говорилось, в частности, что Ассанж не будет подвергаться мерам, ограничивающим контакты заключенного с внешним миром, что равносильно одиночному заключению. Также после экстрадиции он не будет заключен в тюрьму «Супермакс» во Флоренции (Колорадо), если только после заключения не сделает что-нибудь, «что соответствует требованиям» для принятия этих жестких мер.
«Соединенные Штаты также гарантировали, что дадут согласие на перевод Ассанжа в Австралию для отбывания наложенного наказания», — говорится в резюме.
Дата слушания не назначена. Служба маршалов и Минюст США от комментариев отказались.
В свою очередь, Стелла Морис, невеста Ассанжа, призвала администрацию Байдена вместо этого отказаться от запроса об экстрадиции и обвинений в его адрес, названных ею угрозой свободной прессе в соответствии с первой поправкой американской конституции.
«Я обращаюсь непосредственно к правительству Байдена, призывая их поступить правильно, пусть даже на позднем этапе», — сказала она. «Это дело не должно затягиваться ни на минуту. Положите конец этому преследованию, защитите свободу слова и дайте уже Джулиану возвратиться домой».
Дело против Ассанжа рассматривается по трем обвинительным заключениям, выдвинутым американскими прокурорами в период администрации Трампа. Оно основано на публикации Ассанжем в 2010 г. дипломатических и военных файлов, украденных Челси Мэннинг (тогда еще Брэдли Меннингом), аналитиком военной разведки. Основанием дела не служит публикация электронных писем демократов во время выборов 2016 г., украденных Россией (оригинальный текст из статьи «Нью-Йорк Таймс»).
Прокуратура выдвинула два обвинения. Во-первых, Ассанж участвовал в преступном хакерском сговоре, предлагая помощь Мэннингу в маскировке следов в защищенной компьютерной сети и участвуя в более широких поощрительных действиях хакеров к получению секретных материалов и отправке их на WikiLeaks. Во-вторых, он собрал и опубликовал информацию, сочтенную американским правительством секретной, нарушающей «Закон о шпионаже».
Хотя хакерство не является актом журналистики, второй набор обвинений встревожил защитников свободы прессы, поскольку он может создать прецедент на рассмотрение схожей журналистской деятельности в качестве преступления в Штатах. Можно ли считать Ассанжа журналистом – это уже отдельный вопрос.
В январе судья Барайцер отклонил запрос администрации Трампа об экстрадиции на том основании, что Ассанжа условия американской тюрьмы могли довести до самоубийства. 19 января в одном из своих последних актов администрация Трампа подала апелляцию на это решение. Вскоре после вступления в должность администрация Байдена продолжила процесс истребования экстрадиции Ассанжа.