В ходе совместных учений Штатов и Марокко, проходивших 7-18 июня под наименованием «Африканский лев 2021», репетировалась атака вымышленных государств Рованды и Нехона на территории современного Алжира. Издание Military Watch (источник) разобралось, почему «учебным врагом» США был выбран именно Алжир.
Учения «African Lion 2021» продолжили десятилетнее расширение военного присутствия США на [африканском] континенте, начавшееся с военной кампании по свержению правительства Ливии в 2011 г. при поддержке Европы и Катара.
Территориальное расположение «учебных противников» этих учений в Алжире особенно примечательно не только потому, что эта африканская страна является ведущей военной державой в регионе, и не потому, что она остается вне сферы влияния западного мира, но из-за ракетных систем ПВО большой дальности. Алжир является единственным оператором С-400 в Африке, а также обладает несколько устаревшей С-300ПМУ-2 и другими системами ПВО меньшей дальности – «Панцирь-СМ» и «Бук-М2».
До 2013 г., когда к власти в Египте пришло новое правительство, Алжир был крупнейшим заказчиком российских вооружений в арабском мире. Многие политологи считают, что интенсивное наращивание этой страной с 2010 г. усилий по модернизации обороны главным образом вызвано судьбой соседней Ливии. Тем же объясняется интерес новых властей Египта к закупкам российских ПВО.
Хотя отношения Алжира с США и Европой далеки от откровенно враждебной напряженности, ярким примером не дружественности его властей являются широко распространяемые в Алжире сообщения о вмешательстве Запада в поддержку массовых антиправительственных протестов с расчетом на установление более дружественного к Западу режима, прошедших там в 2019 г.
Ливийские уроки для Алжира
Хотя Ливия с 2011 года остается в состоянии гражданской войны, а силы НАТО одновременно поддерживают обе ее стороны, успех кампании Запада против ливийских властей во многом был обусловлен их пренебрежением к современному оборонному вооружению.
В свое время Ливия откладывала закупку новой техники для своих ВВС и ПВО, поскольку ее руководство было убеждено, что «европейцы и американцы – наши друзья», ведь ими в начале 2000-х было продолжено сближение, и сняты санкции. Страна не только не закупила современное вооружение, но и не предприняла модернизацию существующей системы вооружений в своем арсенале, например, систем противодействия РЭБ на своих наземных средствах ПВО.
Кроме того, имевшийся у Ливии значительный арсенал был не доукомплектован, а у ее ВВС было крайне мало подготовленных пилотов, способных представить собой некую проблему для западных войск, благодаря скорости и огневой мощи. В итоге ливийские ВВС не оказались готовыми к вылету для противодействия наступлению. За пренебрежение к военной модернизацией Ливия по сей день продолжает платить высокую цену.
В конечном итоге война в Ливии рассматривается как демонстрация того факта, что страны с внешне позитивными отношениями к ним западных держав могут внезапно подвергнуться нападению, если это будет интересно Западу.
Во время войны 2011 года Сейф аль-Ислам Каддафи, когда его страна подвергалась бомбардировкам Запада, заявил:
«Вы отказываетесь от ОМП, вы прекращаете разрабатывать ракеты большой дальности, вы становитесь очень дружелюбными с Западом – вот результат. Это сообщение всем, потому что вы должны быть сильными. Никогда им не доверяйте, всегда будьте начеку. У этих людей нет друзей. В мгновение ока они передумали и начали бомбить нас. То же самое может случиться с любой другой страной… Одна из наших больших ошибок заключалась в том, что мы откладывали закупку нового оружия, особенно в России. Это была страшная ошибка. И мы откладывали создание сильной армии, потому что решили, что больше воевать не придется, а американцы и европейцы – теперь (после нормализации отношений в 2004-м) наши друзья».
Особенности вооружения Алжира
Система С-400, ставшая объектом атаки во время «Африканского льва 2021», ценится за ее способность захватывать самолеты-невидимки на относительно больших расстояниях из-за использования нескольких мощных радаров, а также способности поражать до 80 целей одновременно, включая гиперзвуковые ракеты со скоростью более 14 махов. Учитывая высокую мобильность С-400, НАТО воспринимает эту систему как серьезную угрозу своему потенциальному контролю в воздухе при войне с какими-либо операторами С-400.
Парк ВВС Алжира также внушителен и в основном построен на базе тяжелого истребителя Су-30МКА, представляющего глубокую модернизацию Су-27, в прошлом главной платформой Советского Союза. Алжирские ВВС осуществляют замену самолетов Миг-29 на Су-30МКА и модернизированные МиГ-29М. В Алжире используются другие классы боевых самолетов с неподвижным крылом, в том числе истребители Су-24М и отдельная эскадрилья модернизированных истребителей-перехватчиков МиГ-25 – самых быстрых боевых самолетов в мире.
Алжир представляет собой серьезную проблему для любого потенциального агрессора. Можно только предполагать, как бы выглядела ситуация с безопасностью в Алжире сегодня, если бы он не вложил значительные средства в мощный потенциал противовоздушной обороны. Весьма вероятно, что Ливия была бы сегодня намного более стабильной и процветающей, если бы своевременно инвестировала ресурсы в свою ПВО.