В отчете американского Центра военно-морского анализа (CNA), выполненном для Пентагона, отмечается твердое намерение России достичь «информационного превосходства на поле боя». Руководствуясь опытом Донбасса и Сирии, российские военные стратеги считают технологии с использованием ИИ ключевым преимуществом для достижения цели. Об этом пишет Юлиуш Собак в польском Defence24. ИнфоСМИ публикует перевод данного материала.
По мнению экспертов CNA, основанному на анализе открытой информации и научных исследований, начатых в 2009 г., реформы превращают российскую армию из постсоветского гиганта, действующего силой и массой, в современные вооруженные силы, нацеленные на получение и использование информационного преимущества, гибкое применение силы.
Российская армия – постоянная модернизация
Армия Российской Федерации более технологически развита, чем считается. Восприятие этого через стереотипы времен холодной войны может привести к недооценке угрозы и ошибочным выводам.
Имея огромное количественное преимущество, российская армия также пытается получить качественное преимущество. Она стремительно развивает возможности ИИ для получения информационного преимущества на поле боя. Это можно увидеть, например, через призму растущего насыщения [армии РФ] БПЛА и другими средствами распознавания, обмена и агрегации данных.
Как утверждает Джеффри Эдмондс, старший аналитик CNA: «Мы должны остерегаться старого образа мыслей о том, что основными военными инструментами русских являются артиллерия и танки. Они по-прежнему используются русскими, однако теперь применяются гораздо более эффективно и комплексно». Важно отметить, что Россия использует искусственный интеллект и сложные алгоритмы. Цель этого состоит в улучшении командования и ускоренного принятия решений.
Основными направлениями [военного развития РФ] являются: раннее предупреждение и противовоздушная оборона, обучение, материально-техническое обеспечение, а также анализ политической и военной ситуации для прогнозирования на основе развития предыдущих конфликтов. Важной движущей силой этой деятельности являются угрозы со стороны США. Угроза американской воздушной или ракетной атаки мотивирует [русских] инвестировать в технологии ИИ для систем раннего предупреждения и ПВО. Российские стратеги считают, что аналитические и вычислительные возможности ИИ позволят системам ПВО быстрее отслеживать, обнаруживать и реагировать на любую атаку с воздуха.
Испытание дронов в Сирии и Украине
Кремль прогнозирует будущее за автономными системами вооружения – еще одной активно инвестируемой сферы вооружения [в РФ]. Российские военные специалисты рассматривают полностью автономное оружие как «неизбежность» и, в некотором смысле, отвергают этическое оправдание человеческого присутствия в цепочке принятия решений.
По мнению американских аналитиков, российские военные рассматривают роботов как замену солдатам и важный путь к спасению жизней своих бойцов в будущем. Отсюда сильный упор на автономные воздушные и наземные системы, а также на возможность адаптации новых машин к автоматическому управлению – без человека в кабине.
Конфликты в Сирии и Украине были и остаются полигоном для разработки искусственного интеллекта и автономного оружия. Согласно отчету [CNA], к июлю 2018 года русские выполнили свыше 23 тысяч вылетов БПЛА с налетом порядка 140 000 часов, главным образом, в целях разведки ближнего и среднего радиуса действия. На Украине российская армия использовала разведывательные беспилотники для обнаружения артиллерии.
По мнению аналитиков CNA, в настоящее время в российском арсенале отсутствует «настоящий боевой беспилотник, способный поражать цели». Однако такие конструкции интенсивно развиваются, например, БПЛА S-70 «Охотник» или семейство планеров компании «Кронштадт».
Боевые системы под управлением ИИ
«Применение в сочетании различных типов автономных и беспилотных систем наряду с противодействием подобным системам противника – этой области русские уделят наибольшее внимание в исследованиях, разработках, испытаниях и оценках», — утверждает соавтор отчета Сэм Бендетт, аналитик CNA.
При этом он предупреждает, что, уделяя большое внимание развитию автономных систем, российские власти до сих пор не согласны с [главенствующей] ролью человека. Владимир Путин неоднократно заявлял, что системы вооружений с ИИ должны контролироваться людьми подобно «верным слугам». Однако Минобороны России поддерживает разработку множества проектов, в которых использование ИИ позволяет вооруженным системам работать самостоятельно, без контроля человеком. Это, отмечает Бендетт, вызывает понятную озабоченность и возражение.