Редакция не предоставляет справочной информации и не несёт ответственности за достоверность содержимого рекламных объявлений.Настоящий ресурс может содержать материалы 18+

The National Interest: как один авианосец превратит Европу в военную сверхдержаву?

Идея совместной постройки европейскими странами авианосца озвучена Аннегретой Крамп-Карренбауэр – возможно, следующей канцлерин Германии. Однако если континентальная Европа не планирует вторжения на Британские острова, то авианосец – выбор неправильный, отмечает Майкл Пек, автор публикуемого изданием NI материала.

Возможно, Германия планирует отомстить за «Брексит» и намерена вновь начать охоту на британские торговые суда в Северной Атлантике. Поскольку иначе призыв одного из ведущих немецких политиков к созданию авианосца Европейского союза не имеет особого смысла.

Госпожа Крамп-Карренбауэр вызвала ажиотаж своим выступлением в поддержку совместной разработки европейскими странами собственного авианосца.

«Германия и Франция уже работают совместно над проектом европейского боевого самолета будущего», — написала она в эссе, опубликованном газетой Die Welt. «Следующим шагом могло бы стать начало символического проекта строительства общеевропейского авианосца, выражающего глобальную роль Евросоюза как державы, обеспечивающей безопасность и мир».

Меркель, похоже, поддержала эту идею, заявив: «Это правильно и хорошо, что у нашей европейской страны есть такое оборудование [для постройки авианосца], и я рада над ним [проектом авианосца] поработать».

По иронии судьбы, Крамп-Карренбауэр фактически отвергла призыв президента Франции Эммануэля Макрона к более тесной евроинтеграции. «Не существует версии европейской сверхдержавы, которая могла бы соответствовать целям Европы, состоящей из суверенных государств-членов и [при этом] способной действовать», — написала она в эссе.

Но [при этом] в ней [европейской сверхдержаве] по-прежнему может быть общеевропейская оборонная политика, включающая европейский Совбез с состоящей в нем Великобританией. И [также включающая] европейский авианосец.

The National Interest: как один авианосец превратит Европу в военную сверхдержаву?

Примечательно, что даже Крамп-Карренбауэр назвала европейский авианосец «символическим актом». Ценность авианосца заключается в том, что это мобильный аэродром, на котором можно размещать истребители вблизи мест, труднодоступных для обычных самолетов аэродромного базирования.

Это важно для стран с глобальными интересами или претензиями, таких как Соединенные Штаты, Россия, Китай и даже для Великобритании с Францией – двух европейских стран, действительно являющихся операторами авианесущих боевых кораблей. Великобритания, например, направляет свой новый авианосец «Королева Елизавета» в качестве предупреждения Китаю, чтобы охладить его региональные амбиции. Существование французского «Шарля де Голля» и разработка нового авианосца в его замену сигнализируют об оставшихся колониальных интересах Франции в таких местах, как Индийский океан.

Но большинство европейских стран обычно не отправляют военные корабли к зарубежным базам или обладают крошечными ВМС, либо не имеют выхода к морю и не нуждаются в [военном] флоте.

Авианосец [Евросоюза] будет иметь ограниченную ценность в конфликте с Россией в Восточной или Северной Европе, странах Балтии. Чтобы выжить в Балтийском море против российских военно-морских и военно-воздушных сил, а также под ракетами береговой обороны, такими как гиперзвуковой К-300П «Бастион», этому авианосцу потребуются сложная защита и группировка кораблей сопровождения. Даже ВМС США со всеми своими деньгами и ресурсами беспокоятся о выживании своих суперавианосцев. Трудно представить, чтобы Европе удалось спроектировать и профинансировать более мощный и жизнеспособный авианосец, чем американский корабль класса «Форд» стоимостью $ 13 млрд.

The National Interest: как один авианосец превратит Европу в военную сверхдержаву?

У Европы есть интересы в Средиземноморье. В 2018 году Великобритания и Франция присоединились к Соединенным Штатам в нанесении авиационных и ракетных ударов по сирийским правительственным объектам. Но самолеты наземного базирования [вполне] могут работать с Кипра или Италии. Европейский Союз также хочет остановить массовый поток нелегальных иммигрантов, плывущих через Средиземное море в Европу. Но авианосец был бы крайне дорогим судном для береговой охраны.

Возможно, настоящий вопрос не в том, что привнесет авианосец, а в том, от чего придется отказаться Европе. Сейчас немецкие вооруженные силы практически не функционируют: истребители «Тайфун» не летают; есть корабли, не умеющие плавать; плохо оснащенная армия, численность которой составляет лишь малую долю от размера в период холодной войны.

Многие члены НАТО не тратят даже 2% ВВП, которые они должны выделять на оборону. Это оставляет [совсем] мало средств для дорогостоящего авианосца, палубной авиации и кораблей сопровождения. Самые большие угрозы, с которыми сталкиваются европейские страны, от российских ракет до кибервойны, авианосец решить не сможет.

И, конечно же, вопрос в том, кто будет контролировать европейский авианосец. Где он будет построен, кто построит его и какие самолеты станут его «крыльями» (Франция создает свои палубные самолеты Rafale M, а Великобритания приобретает F-35)? Какое командование будет им распоряжаться и направлять в опасных ситуациях?