Редакция не предоставляет справочной информации и не несёт ответственности за достоверность содержимого рекламных объявлений.Настоящий ресурс может содержать материалы 18+

Американская версия антитабачной пропаганды страшна тем, что провоцирует на драку

После вступления в полную силу российского антитабачного закона самое время признать: мы попались на импортную удочку. Впервые я услышал весь лозунговый набор аргументов, который сейчас дошел до России, в США в начале 2000-х. 

И тогда не верил, что это коснется и нас. Потому что тут типично американское сочетание интересов большого бизнеса (медицинского) с активностью тех, кто… ну, это что-то вроде американской религии, условно называемой протестантизмом. Плюс хорошо знакомые нам по разным войнам технологии ведения тоталитарных информационных кампаний (когда факты налицо, но замечать их не хотят). Однако ж поверить пришлось, пишет сайт харьков фотограф. Тем более что никакой не секрет: в России финансирование антитабачного движения начиналось тоже из США, нет, это не только фонд Блумберга. Под законы об иностранных агентах, кстати, не подпадает, тут ведь не политика.

Начнем с обработки мозгов и со стандартных аргументов. Американская версия антитабачной пропаганды страшна тем, что провоцирует на драку — некурящих доводит до истерики, натравливает на курящих под крики активистов: «В каждом облачке дыма содержится до 50 вредных веществ!» (в последнее время уже 200).

Веществ и вправду много — в любом дыме, от шашлыка или печки, например. Но умный поинтересуется: а сколько времени нужно провести в курительной комнате непрерывно, чтобы нанести ущерб здоровью? Были такие исследования? Были. Например, в 1991 году. Вот главное из вредных веществ в дыме — бензол (вредная штука, но мы все уже много тысячелетий принимаем его с любой едой по 250 микрограммов в день). Так вот, эту же безопасную дозу в курительной комнате мы получим за 750 часов. Непрерывного сидения там.

Одного уходящего на пенсию человека спросили: а были ли медицинские (то есть серьезные) исследования насчет вреда пассивного курения до 2009 года, когда был опубликован известный доклад на эту тему Всемирной организации здравоохранения? Он ответил: исследований было около 100, и все они говорили о минимальном вреде от дыма или об отсутствии вреда. А доклад ВОЗ — он к науке отношения не имеет.

Зовут этого человека Филипп Ивен, он до 2010 года был главой Института Неккера (самое авторитетное медицинское учреждение Франции). По специализации пульмонолог. Его спросили: «Профессор, а что же вы раньше молчали?» Ответ: «Не дали бы работать». Это очень известная история, только одна из множества постоянно всплывающих в ходе активной дискуссии на табачные темы — там, за рубежом. Повторяю: дискуссии. По идее, истину должна выяснять наука. Но…

Недели три назад у нас в Госдуме на слушаниях по поводу реализации антитабачного закона выступал представитель ВОЗ, итальянец, который искренне заявил: «Вы не поверите, но 5 лет назад, когда мы выпускали этот доклад, мы не знали еще всего вреда…» Стоп, это как — не знали, но доклад сделали? Сделали. И вдогонку появляются множество новых исследований, опровергающих прежние и доказывающих вред пассивного курения. Вопрос только в том, кто их сейчас финансирует и как ставится задача. Наука, напомню,- это когда ответ заранее неизвестен, его ищут.

Сегодня вся антитабачная кампания строится вот на этом утверждении — что курящие травят некурящих. Это произошло после того, как попытки уговорить курящих завязать нужного результата не дали. Насчет курения как такового — активного — тоже идет дискуссия, с множеством противоречащих друг другу фактов и цифр. Вот хотя бы заболеваемость раком легкого — она идет вниз в США и… в России. Но в США уже давно бросают курить, а у нас? И для неспециалиста тут очень трудно разобраться — кроме того факта, что спорят.

Но почему даже Филиппу Ивену до пенсии было трудно говорить некоторые вещи вслух? Вот тут переходим к тому, кому и зачем это надо.

Итак, еще год назад никто в России и не слышал о международном медицинском лобби (в США его чаще называют Big Pharma, фармацевты, но в этом лобби фигурируют чиновники минздравов, страховщики и многие другие). О каких доходах этого лобби речь?

Тут дело не только в антиникотиновых жвачках и пластырях, этот рынок не более чем на 20 млрд долларов в год — семечки. Просто нужно знать мечты энтузиастов медицинской отрасли: они считают, что она вот-вот станет первой в мире, обогнав информатику, не говоря о нефти с газом и прочих пустяках. Предсказывают бессмертие человека к 2030 году, по мере продвижения трансплантологии. Человек будет этаким роботом, контролируемым с помощью имплантатов через интернет, в нем все будет взаимозаменяемо. Вот такое будущее. А тут не фармацевты, а сам человек пытается регулировать свое настроение — табак, кофе, сахар, еще и вино…

Заметим, что деньги, даже огромные,- слабая мотивация, еще нужен энтузиазм. Это нормально, интернет-ребята тоже думают, что они изменят мир навсегда. Но они хотя бы не ставят задачей уничтожить для этого сегодняшнего человека. А вот это лобби ставит. И наш антитабачный закон в рамках этой идеологии и написан, иначе его не понять.

Антитабачные активисты — личности хорошо мне знакомые по Америке. Вообще-то это секта. Идеальный мир без табака (какая прекрасная цель!) — это ее бог. Нынешнее поколение стоит на пути к этому богу, мешает. Три зловещие табачные компании, держащие в когтях весь мир,- это дьявол. Если какая-то медицинская статистика насчет курения не вписывается в их картину, если кто-то им возражает, то это от дьявола (от наркоманов — платных агентов табачного лобби). Аргументы, цифры и факты? Да вы что, только лозунги.

Что-то знакомое, правда? Марксизм. Тоже, кстати, не в России родившийся. Марксизм образца первой половины XX века. Религия прекрасных фанатиков. Убежденные люди вызывают уважение, они обаятельны. Примерно как интеллектуалы «ленинской гвардии», которые не могли без того, чтобы в день не прочитать страничек этак 300 Маркса и прочих. Попробуй скажи им тогда, что Маркс ошибался, а идеология их звериная. Сталин, кстати, эту «гвардию» уничтожил подчистую, полагая, что договариваться с ней бесполезно.

Но договариваться придется, да-да, с активистами тоже, еще придется отсортировывать медицинское вранье от правды и т.д. У нас ведь не Америка, где курящие — 25-30 процентов населения, у нас их около половины. Кому-то Россию, возможно, не жалко, но нам такого — стенка на стенку — не надо.

Вдобавок — как я наблюдал на упомянутых слушаниях в Думе — этот закон все равно никто не хочет выполнять. Полиция, Роспотребнадзор, транспортная полиция — все берут под козырек, но аккуратно дают понять: вы в уме? Кто-то кивнет на медицинскую отрасль. Так вот, на тех же слушаниях было сказано, что «…не все наши медики заняли негативную позицию». Что правда: не все.