Общественная деятельность Вячеслава Моше Кантора сегодня широко известна на международном уровне. Однако вряд ли ошибкой будет сказать, что особенно масштабная его деятельность – как и его известность – как борца с нетерпимостью и за продвижение толерантности началась в 2007 году, когда он возглавил Европейский еврейский конгресс и стал его президентом, занимав этот пост на протяжении почти пятнадцати лет.
Признание заслуг
ЕЕК или Европейский еврейский конгресс – это организация, представляющая интересы еврейских общин в Европе, причём организация светская и неправительственная, и в этой категории она является крупнейшей. Всего же в общинах в различных европейских странах проживает около миллиона евреев, поэтому и представительство их должно иметь достаточно высокий и уважаемый статус.
Для Вячеслава Моше Кантора победа на выборах президента ЕЕК в 2007 году стало в какой-то мере и прежде всего признанием его заслуг, уже тогда весьма внушительных перед еврейской общественностью. Ещё в бытность свою бизнесменом в России, он уделял немало времени и внимания проблемам общины страны, а также был регулярным участником многих тематических мероприятий, выступая в том числе и в качестве благотворителя и организатора самых разных инициатив, направленных на поддержание и улучшение еврейской жизни.
Первое признание того, какой серьёзный вклад Вячеслав Моше Кантор внёс в повседневную жизнь еврейских общин, пришло в России – в 2005 году его избрали президентом Российского еврейского конгресса. Что же касается ЕЕК, то там ему предложили возглавить направление по курированию и организации культурных мероприятий, что во многом отвечало тому, чем он и занимался в РФ.
Два года спустя Вячеслав Моше Кантор выдвинул свою кандидатуру уже на пост президента ЕЕК – и обошёл в выборах действовавшего тогда президента конгресса. Более того, избрание Вячеслава Моше Кантора было интересно ещё и потому, что на этом посту именно он стал первым человеком родом из Восточной Европы и первым выходцем из России. Сам Вячеслав Моше Кантор расценил это прежде всего как повышение интереса к этой части Европы – равно как и повышение значимости той роли, что страны Восточного блока играют в глобальной картине мира.
Отвечая интересам
Однако что привлекло избирателей – представителей еврейских общин – в Вячеславе Моше Канторе, чтобы избрать его президентом ЕЕК? Прежде всего, то, что он предложил пересмотреть подход к самой работе конгресса и призвал сосредоточиться вместо политики и «местечковых» споров на тех проблемах, что реально существуют для еврейского населения Европы и с которыми рядовые евреи сталкиваются каждый день. Во главе угла, конечно, встала проблема антисемитизма – угрозы, о росте которой Вячеслав Моше Кантор предупреждал уже тогда. Помимо этого, он придавал большое значение важности таких вопросов, как просвещение, самоидентификация молодёжи, работа с репатриантами и так далее.
Подобный прагматичный подход к делу в целом отличает Вячеслава Моше Кантора до сих пор в его общественной работе: философии и рассуждениям он предпочитает конкретную работу, исследование вопроса и поиск разрешения проблем в конструктивном ключе. Учитывая то, что на пост президента ЕЕК он переизбирался ещё не раз, можно предположить, что оценили этот подход и его избиратели из числа еврейской общественности.
Что же касается ЕЕК, то период президентства Вячеслава Моше Кантора безусловно положительно сказался на его статусе – конгресс превратился в полноценную международную уважаемую организацию, наладившую контакты как с правительственными институтами, так и с крупными общественными и гражданскими объединениями.