Большинство центров общественного здравоохранения экономят на осмотре и техническом обслуживании специализированного оборудования, а имеющееся у них оборудование старо, что не гарантирует безопасность пациентов — Высший контрольный орган бьёт тревогу. Отметим, что на сайте atomline.ru можно получить заключения на работы с источниками ионизирующего излучения.
Как сообщил официальный представитель NIK Павел Бедзяк, инспекторы проверили 53 независимых центра общественного здравоохранения. Контроль касался использования специализированного медицинского оборудования в 2016, 2017, 2018 и первой половине 2019 года.
Масштабы обнаруженных нарушений, связанных с качеством этих услуг и их доступностью, тревожно высоки. Аудит завершился выдачей негативной оценки, — отметил Бедзяк.
Пост-контрольный отчет показывает, среди прочего, что до 88 процентов среди проверенных объектов рентгеновские аппараты были «сильно изношены»; самые старые были старше 40 лет. Половина больниц не проявляла должной осмотрительности в поддержании надлежащего технического состояния, например, из-за пренебрежения техническим обслуживанием. Почти две трети предприятий не выполнили обязательство периодических испытаний оборудования для проверки его физических параметров, которые, согласно NIK, могли отражать точность полученных результатов.
Аудиторы NIK также обнаружили скандальные случаи использования устройств, которые, как известно, не соответствуют радиологическим стандартам и подвергают пациентов и персонал чрезмерной дозе рентгеновского излучения ; это устройство, потенциально опасное для пациентов, использовалось только в чрезвычайных ситуациях, — добавил Бидзяк.
В четырех других учреждениях лаборатории, в которых использовались рентгеновские аппараты, не имели разрешения на запуск или согласия на проведение мероприятий, связанных с воздействием ионизирующего излучения в медицинских целях.
Отчет Высшего ревизионного управления также показывает, что во многих учреждениях не было надежной эксплуатационной документации на оборудование , что могло бы затруднить сотрудникам определение их технического состояния. В одной пятой больниц рентгеновские аппараты работали без необходимой документации, и на каждом четвертом заводе были случаи, когда кто-то из обслуживающего персонала не имел надлежащей подготовки к их использованию. Одна треть установок не разработала программу ядерной защиты или систему управления качеством для радиологических служб, хотя они были обязаны делать это с 2006 года.
Контролеры отметили, что практически на каждой трети испытанных заводов дорогие и современные устройства долгое время или даже несколько лет не использовались .
Причиной этого обычно является отсутствие соответствующего количества персонала, уполномоченного эксплуатировать аппарат, и недостаточное финансирование НФЗ для получения определенной выгоды, — отметил Бидзяк.
В общей сложности из 1908 устройств, которые находились под контролем, 23,5 процента. произведено до 1996 года 19,6 процента. — в 1997–1999 годах — 34,5 процента. в 2000-2004 годах — 22,4 процента. после 2005 года.
Причинами неиспользования оборудования также были — как отметили контролеры — частые отказы и затраты на их использование.
Еще одна проблема — по мнению NIK — это неясные правила ожидания диагностического теста. В 93,6 процента. Посещенные учреждения не выполняли установленное законом обязательство выполнять их в соответствии с порядком, в котором были зарегистрированы пациенты. В некоторых учреждениях лист ожидания вообще не составлялся; в других они были ненадежными. Аудиторы также обнаружили случаи уничтожения писем, даже если они являются неотъемлемой частью медицинской документации и должны были храниться в течение 20 лет в соответствии с законом.
Некоторые из проверенных больниц также предоставили специальное оборудование для частных лиц, чтобы избавиться от действий, которые принесли отрицательные финансовые результаты из их корзин льгот — например, в отношении эксплуатационных расходов. В случае 46 процентов. учреждения, которые предприняли такие шаги, однако, НИК нашел плохую экономику.
Одним из примеров, упомянутых в отчете, является Университетская клиническая больница в Белостоке. Он прекратил деятельность в области магнитного резонанса и компьютерной томографии и заказал их частному лицу, арендовав все оборудование и мастерскую, необходимые для этой цели. Как заявили контролеры, в результате он должен был совершить покупку по ценам, превышающим затраты, которые он понес бы, выполнив их самостоятельно.