Стивен Даунс, обучавшийся 29 лет назад в колледже на Аляске, приговорен к 75 годам заключения после того, как был признан виновным в смерти 20-летней женщины на территории студенческого общежития. Источник: Oxigen True Crime.
Судья Верховного суда города Фэрбанкс вынес приговор 48-летнему преступнику в понедельник (26 сентября). В феврале присяжные признали его виновным в убийстве Софи Серджи после пяти недель судебного разбирательства.
Что произошло
Согласно судебным документам, в апреле 1993-го тело Серджи было обнаружено в ванне общежития Бартлетт-холл при Университете Аляски в Фэрбанксе. Она подверглась сексуальному насилию и получила несколько ножевых ранений в лицо, но, согласно заключению судмедэксперта, скончалась от пулевого ранения в затылок, причиненного 22-м калибром. Ее тело было обнаружено уборщиками примерно через 12 часов после убийства.
Софи Серджи (на фото), недавно закончившая школу, проживала в Питкас-Пойнт – отдаленном городке с населением 130 человек, в основном коренных жителей, в 830 км к западу от Фэрбанкса – и приезжала в город на прием к стоматологу. По словам официальных лиц, на момент смерти она жила со своей бывшей соседкой по комнате в Бартлетт-холле.
Прокуроры сообщили, что Даунс также проживал в этом общежитии. После обнаружения тела девушки его допрашивали детективы, но он заявил, что провел ночь со своей подружкой. Его сосед по комнате, Ник Дазер, также был допрошен в то время полицией, однако ничего полезного для расследования не сообщил.
В течение почти двух десятилетий дело об изнасиловании и убийстве Серджи оставалось «холодным».
В 2000-м следователи создали профиль ДНК спермы, найденной на теле убитой девушки, но совпадений ни с одним из известных властям преступников, имеющихся в государственных или федеральных базах данных, обнаружено не было.
В 2010 году детективы, занимающиеся нераскрытыми делами, повторно допросили Ника Дазера, получив информацию, что тот был уволен с работы охранника кампуса за хранение огнестрельного оружия в комнате общежития, которую он делил в то время с Даунсом. Дазер подтвердил свое увольнение, но отрицал владение пистолетом 22-го калибра, заявив, что пистолет тот принадлежал Стивену Даунсу.
В 2019-м следователи штата Аляска по нераскрытым делам провели сравнение генетических данных Даунса с ДНК, имеющемся в этом деле. Согласно обвинительным документам, образец ДНК Стивена Даунса в конечном итоге полностью совпал с генетическим образцом, обнаруженным на теле Софи Серджи.
Первый приговор в Аляске на ДНК-доказательствах
Даунса арестовали в городе Оберн (штат Мэн), где он жил и где прежде работал медбратом. Власти штата передали его властям Аляски, чтобы он предстал перед судом. Стивен Даунс категорически отрицал, что совершил убийство Серджи и не признал себя виновным после своего ареста в августе 2019-го.
Суд над Даунсом был первым случаем, когда технология ДНК была использована в самом северном штате Америки для вынесения обвинительного приговора, заявили прокуроры.
«Для меня было настоящей честью работать над этим делом, учитывая, как долго оно оставалось нераскрытым и как долго наше сообщество – жители Фэрбанкс, университетский персонал и родственники Софи – страдало, будучи уверенным, что кому-то это изнасилование и убийство сошло с рук», — заявила Дженна Грюнстайн, представитель Госуправления специальных расследований.
Грюнстайн назвала убийство Серджи в ванной комнате общежития «неспровоцированным и совершенно необъяснимым преступлением».
«Он совершил это против девушки, которую прежде никогда не встречал, и сделал это без видимой причины, — добавил Грюнстайн. — Софи Серджи – молодая женщина, которую Даунс превосходил во всех отношениях, как в росте, так и в весе. То, как он совершил свое преступление, очень шокирует, поскольку его не удалось схватить раньше, ведь раскрыть это преступление оказалось не так уж сложно».
Адвокат Даунса Джим Хованек (на фото) тем не менее настаивал в суде, что его клиент «не чудовище». Он представил своего клиента во время убийства Серджи присяжным как «несмышленого паренька, впервые оказавшегося за 6500 км от дома».
«Он был очень незрелым, много пил и устраивал вечеринки, выпивая по 200 мл виски каждую ночь, каким-то образом поддерживал уровень своих отметок, много курил травку и вел себя отчужденно, как большинство 18-летних подростков», — сообщил Хованек.
Адвокат просил суд назначить 50-летний тюремный срок с отсрочкой на 30 лет и восемь лет за сексуальное насилие, отметив, что такой приговор позволит его клиенту вновь обнять своих родителей при жизни.
«С апреля 1993-го мисс Серджи уже не может никого обнять, — парировал судья Томас Темпл, явно взбешенный предложением защиты. — И никто не сможет обнять мисс Серджи. Никто вообще больше не обнимет ее».