Импорт говядины в КНР сокращается на фоне замедления потребления и обильных внутренних поставок, что наносит удар по ее крупнейшему поставщику – Бразилии.
Официальные данные показывают, что стоимость импорта говядины в Китай упала в прошлом году впервые с 2016-го, при этом цены сократились до самого низкого уровня почти что за три года. По данным Минсельхоза США объемы импорта говядины в КНР снизятся на 4% в этом году, положив конец стремительному росту, продолжавшемуся 12 лет подряд.
Затруднительное положение бразильских импортеров подчеркивает риски, связанные с сильной зависимостью от одного покупателя: в 2023 году в Китай было направлено более 52% продаж говядины этой южноамериканской страны, даже после прекращения импорта примерно на два месяца из-за выявленного случая коровьего бешенства. Хотя производители мяса в Бразилии стремятся диверсифицировать свой экспорт, их альтернативы остаются ограниченными.
«Бразилия во многом зависит от Китая, если на этом рынке произойдет сбой, на Бразилии это отразится очень плохо», — считает аналитик XP Investimentos Леонардо Аленкар.
Падение выручки
Чрезмерное ориентирование на Китай сказалось на доходах бразильских мясопереработчиков. У Minerva SA, крупнейшего поставщика говядины в Южной Америке, в 2023-м выручка от экспорта сократилась почти на 18%. В южноамериканском подразделении Marfrig Global Foods SA по производству говядины наблюдалось снижение прибыли почти на 26%.
Положение экспортеров говядины в этом году было неоднозначными. Акции Minerva упали на 19%, а акции Marfrig выросли примерно на 10%. Акции JBS SA, крупнейшего в мире поставщика, с начала года упали на 6,8%.
Доля Китая в мировой торговле говядиной упала с пика в 2020 году, из-за увеличения внутреннего производства мяса. По данным американского Минсельхоза, в текущем году в КНР будет заготовлено 7,7 миллиона тонн говядины, что на миллион тонн больше, чем в 2020-м. Это происходит на фоне того, что экономический спад побуждает рядовых потребителей искать более дешевый белок.
«Бразильские фермеры отказываются от разведения крупного рогатого скота и проводят массовый забой телок», — сообщил в марте 2024 года Фернандо Галлетти де Кейрос, главный исполнительный директор Minerva, в ходе телеконференции с аналитиками.
Возросшая конкуренция со стороны Австралии также оказала давление на цену говядины, которую готовы платить китайские импортеры, указал гендиректор JBS Жилберто Томазони во время озвучивания отчета о прибылях и убытках компании.
Тем не менее, большинство аналитиков предсказывают, что откат КНР в импорте будет временным, и что азиатская страна продолжит оставаться мощным двигателем роста для экспортеров говядины из Бразилии, поскольку уровень потребления капитала все еще отстает от среднего мирового показателя.
Импорт в Китай может даже стать более актуальным в ближайшие годы после того, как в прошлом месяце Пекин одобрил экспорт говядины еще от 24 бразильских предприятий. Гендиректор JBS заявил в пятницу (12 апреля), что компания вскоре удвоит мощность одного из своих крупнейших заводов в Бразилии после того, как ему был дан зеленый свет.
Увеличение числа утвержденных предприятий-импортеров означает «гигантский шаг вперед для бразильского агробизнеса», сообщил Томазони во время пятничной церемонии, посвященной первой поставке говядины в Китай с предприятия JBS в Кампо-Гранде.
«Благодаря новым разрешениям Бразилия вскоре увидит, что ее доля в импорте говядины в Китай через несколько лет возрастет до 60%», — заявил Жоао Отавио Фигейредо, глава отдела животноводства в консалтинговой группе Datagro.
Разумеется, Бразилия ищет новых клиентов, стремясь диверсифицировать свою деятельность. Бразильское правительство открыло новые рынки для говядины в Мексике и Сингапуре. Но потенциал расширения в этом направлении существенно меркнет по сравнению с огромным рынком Китая.
«Китай является отличным коммерческим партнером Бразилии и останется им еще длительное время», — заявил Алсидес Торрес, глава консалтинговой фирмы Scot Consultoria. «Мы нарастили наш экспорт в другие направления, но этого недостаточно, чтобы заменить китайский рынок».