Редакция не предоставляет справочной информации и не несёт ответственности за достоверность содержимого рекламных объявлений.Настоящий ресурс может содержать материалы 18+

The Telegraph: Франция безвыходно застряла в петле, и ее кредиторы это уже заметили

Авиарейсы отменены, потому что авиадиспетчеры не работают. Многие станции метро закрыты. И хотя мусорные баки по-прежнему опустошаются, улицы городов полны протестующих.

Поскольку вчера Франция отмечала крупный праздник в честь Дня Труда, митинги против небольших изменений Макроном пенсионных норм не были такими уж жестокими, по словам свидетелей, как некоторые прежние беспорядки. Но дух оппозиции остается таким же мощным, как и прежде.

Беда в том, что это даже не самая худшая из проблем Макрона. На прошлой неделе рейтинговое агентство Fitch понизило кредитный рейтинг Франции, что стало первым значительным снижением рейтинга у государства с развитой экономики за последние годы.

А ведь это только начало. Франция сейчас находится в роковой петле, где даже вполне разумные реформы властей вызывают шквал протестов, роняя государственные рейтинги все ниже и ниже, поскольку улучшение позиций французских властей, очевидно, не представляется возможным. Текущее положение Франции увеличивает стоимость заемных денег, столь необходимых этому государству.

Все это может закончиться полномасштабным кризисом суверенного долга, эпицентром которого будет Париж.

The Telegraph: Франция безвыходно застряла в петле, и ее кредиторы это уже заметили

Протесты год за годом

1 мая во Франции обычно отмечается демонстрациями, возглавляемыми профсоюзами. Но в этом году первомайские протесты прошли особо активно. Решимость президента Макрона непременно провести реформу чрезвычайно дорогостоящей пенсионной системы, игнорируя мнение парламента, вызвала масштабную вспышку беспорядков.

При этом сама реформа, отмечает обозреватель издания «Телеграф», не является чем-то значимым, она давно назрела. Макрон намерен в течение нескольких лет повысить пенсионный возраст до 64 лет – это ниже, чем во многих других крупных экономиках.

И все же это оказалось совершенно неприемлемым для французской общественности. Но Макрон вполне может добиться принятия реформы, если продержится на своем посту до окончания срока полномочий.

Проблема в том, что ему навряд ли удастся внести какие-либо дальнейшие изменения, и теперь никто не может всерьез утверждать, что заявленная модернизация пенсионной системы Франции – нечто большее, чем крошечный шаг к модернизации экономики государства.

Хуже всего то, что глобальные инвесторы начали замечать, что Франция становится неуправляемой. Как уже упоминалось, на прошлой неделе Fitch понизило кредитный рейтинг страны до уровня «AA-», что стало очередной вехой в болезненной серии понижений с той поры, когда Франция впервые утратила статус «AAA» в 2012-м.

«Политический тупик и (нередко насильственные) соцдвижения представляют риск для программы реформ Макрона и могут создать давление для проведения более экспансионистской фискальной политики или отмены предыдущих реформ», — сухо отметило агентство, добавив, что у Франции «финансовые показатели слабее, чем у схожих государств».

Было бы трудно не согласиться с таким мрачным вердиктом. В то время как другие страны Запада постепенно приближают свой бюджет к сбалансированности, у Франции его дефицит, как ожидается, останется в 2023 году на уровне 5% ВВП и нет надежд на его сокращение в ближайшее время.

The Telegraph: Франция безвыходно застряла в петле, и ее кредиторы это уже заметили

Страна моды и роскоши

Цифры об уровне долга Франции вызывают тревогу. Общий госдолг страны возрос до 112% ВВП, в отличие от примерно 66% у Германии и 100% у Великобритании. И его цифры растут с каждым новым годом.

Сейчас французский госдолг уже превосходит долговые обязательства Италии – если не в процентах от ВВП, то в абсолютном денежном выражении. К настоящему моменту Франция является третьей страной в мире по величине своего долга после Соединенных Штатов и Японии. Почти весь этот долг принадлежит остальному миру.

Согласно данным Банка Франции за 2021 год, на саму Францию приходится 8,1% мировых кредитных обязательств, уступая только Штатам и почти вдвое превышая уровень Японии. И большая часть заимствований используется для поддержки страны, где доля государственных расходов в составе ВВП в 2021-м достигла 59%.

Чем выше будет расти этот процент, тем больше он будет подрывать развитие частного предпринимательства.

Франция остается родиной нескольких исключительных предприятий, таких как империя предметов роскоши LVMH, недавно ставшая первой в Европе компанией, стоимость которой достигла $500 миллиардов. Но если исключить дома моды, то в стране вряд ли останется хоть одна крупная отрасль, имеющая какое-либо глобальное значение.

Возможно, у того же LVMH отличная инфраструктура, но Франция более десяти лет эксплуатирует эти активы, не создавая никакого реального роста в своей экономике.

За свой первый срок Макрон провел несколько полезных реформ, в особенности для малого и высокотехнологичного бизнеса, и это помогло значительно снизить безработицу.

Но повышение конкурентоспособности в масштабах государства было в лучшем случае незначительным. Во Франции по-прежнему нет серьезной технологической отрасли, ее торговый дефицит постоянно увеличивается, а уровень безработицы остается на существенно более высоком уровне, чем у большинства развитых стран.

The Telegraph: Франция безвыходно застряла в петле, и ее кредиторы это уже заметили

Кризис доверия кредиторов

У Макрона нет никакого заслуживающего доверия плана по сокращению внешнего долга страны, впрочем, как и у кого-либо из его потенциальных преемников. И даже незначительные изменения для сокращения расходов, такие как пенсионная реформа, практически неосуществимы. Инвесторы начали это замечать.

Доходность французских 10-летних облигаций неуклонно росла в течение последнего года, увеличившись с менее чем 1,5% до почти 3%. Это делает займы все более дорогостоящими, но их приходится брать, чтобы продолжать выплачивать проценты по всему долгу, который уже накоплен страной.

Конечно, ставки растут во всем развитом мире на фоне повышения процентных ставок, но спрэд с немецкими ставками – ключевой показатель того, как рынки воспринимают Францию – также неуклонно расширяется.

Вся Европа сталкивается с потенциальным долговым кризисом. Каждая крупная экономика мира привыкла жить не по средствам, и пандемия только усугубила ситуацию. Вялые экономики неспособны обеспечить рост, необходимый для поддержания раздутых систем соцобеспечения.

Но прямо сейчас Франция – наиболее вероятная страна, что окажется в эпицентре экономического шторма. Fitch обратило внимание, что макроновская реформа в настоящее время застопорилась, и предупредило своих клиентов, что с каждым годом долг Франции выглядит все менее и менее устойчивым.

Вышедшие на первомайские протесты жители Франции могут все это игнорировать. Но рынки игнорировать это вечно не будут. В какой-то момент возникнет кризис доверия, а когда он наступит, то будет быстрым, жестоким и неподдающимся контролю.

Это понижение рейтинга демонстрирует лишь начало многих последующих падений Франции – пока, наконец, кто-то в Париже не найдет способ наконец-то сбалансировать бухгалтерские книги государства.