Ученые все еще пытаются разобраться в причине или причинах снижения популяции снежного краба-стригуна после рекордного потепления вод Берингова моря в 2019-м. Тем не менее, отмена ловли краба этого вида создает дополнительные экономические затруднения северному региону Штатов.
Впервые рыболовные экипажи на Аляске не выйдут на ловлю краба-стригуна в Берингово море.
В начале этой недели аляскинский Департамент рыбы и дичи (ADF&G) отменил сезон краба-стригуна на фоне катастрофического сокращения популяции этих крупных ракообразных. Учитывая, сезон отлова камчатского краба отменяется на Аляске второй год подряд, новый запрет создал двойную катастрофу для экономики американского региона и для тех его жителей, чьи средства к существованию зависят от ловли краба.
«Это изменит жизнь людей, если не положит конец их карьере», — считает Дин Гриббл-старший, 63-летний капитан судна, занимавшийся ловлей «опилиев» – снежных крабов-стригунов – с конца 1970-х. «Многим из этих парней вместе с их семьями и детьми не остается другого выхода, кроме как уйти из профессии. Вот куда падает молот – на краболовные экипажи».
Тепло меняет Север
Из-за близости к Северному полюсу экосистемы Аляски нагреваются быстрее на фоне меняющегося мирового климата, чем в прочих регионах.
Ученые высказывают предложение, что потепление вод вызвало голод среди молодых крабов и стало причиной снижения их популяции. Чиновники надеются, что отказ от добычи крабов двух видов в 2022-м позволит увеличить их количество.
Падение численности снежного краба стало неожиданностью для краболовов Аляски. Каждый сезон местные коммерческие траулерные компании проводят исследования, оценивая численность видов и перспективные запасы. Промыслом крабов на Аляске занимает Национальная служба морского рыболовства (NMFS) совместно с Департаментом рыбы и дичи.
«В 2018 году мы отметили самую большую численность молоди краба, который когда-либо видели в истории рыболовства», — заявила биолог Миранда Вестфаль из ADF&G. «Это выглядело очень хорошо».
Цифры по молоди краба за 2019-й оставались многообещающими. В 2020 году исследования из-за коронавируса не проводились.
«Затем, в 2021-м, мы увидели самую большое снижение популяции краба-стригуна, когда-либо фиксируемое нами. Это оказалось совершенно неожиданным. Я не думаю, что кто-либо мог предвидеть такое», — призналась Вестфаль.
Ученые до сих пор пытаются разобраться в произошедшем. Основная теория состоит в том, что температура морской воды резко выросла в тот период, когда огромное количество молодых крабов обычно собирается вместе.
Спасительные зоны холода
Летом множество мелких крабов-стригунов перебираются в холодных участки у дна Берингова моря. В последние годы, на фоне преобладания более теплых вод и меньшего количества морского льда, глубинные зоны холода существенно уменьшились, вынуждая крабов скапливаться в очень маленьких пространствах.
А по мере повышения температуры у крабов ускоряется метаболизм.
«Они не могли с этим справиться. Молодая поросль краба не смогла найти достаточно пищи. И им не удалось перебраться в более холодные воды», — объяснила Миранда Вестфаль. «Наиболее правдоподобное объяснение сокращения популяции – голод».
В последние годы командам краболовов приходилось уходить дальше на север, чтобы выловить достаточно краба-стригуна.
«Три года или четыре последних года на ловлю опилиев мне приходилось выходить к российской границе», — сообщил Гриббл, бывший капитан.
В ближайшие годы подобные популяционные сбои у крабов могут стать нормой.
По данным The Seattle Times, зимой 2018-го площадь ледяного покрова Берингова моря, крайне важного для сохранения низкой температуры в морском бассейне, достигла самой низкой отметки за всю историю наблюдений. Ученые предполагают, что эти условия станут типичными к середине XXI века, когда климат планеты окончательно потеплеет.
Популяционная деградация краба-стригуна будет иметь серьезные последствия на Аляске для членов краболовных экипажей, обычно проживающих в штатах Вашингтон и Орегон.
Согласно Информационной сети рыболовства Аляски, в 2020 году порядка 60 судов добыли краба-стригуна на общую сумму около $132 миллионов.
Ловля краба влияет на экономику городов Аляски, где расположены перерабатывающие предприятия. Еще в прошлом году чиновники NMFS отказывались полностью отменить промысел краба-стригуна, позволив выполнить сокращенный улов.
The Seattle Times сообщила, что экономика аляскинского города Сент-Пол в 2021-м потеряла более $3 миллионов налоговых поступлений – почти половину своего годового бюджета – из-за сокращения разрешенной добычи краба-стригуна и запрета ловли камчатского краба.
Тем не менее, краболовная индустрия Аляски надеется на восстановление популяции снежного краба. Согласно исследованиям, площади холодных донных зон в Беринговом море за 2020–2021 годы увеличились после рекордно низких площадей в 2017–2019 гг. Численность молоди краба-стригуна, по последним данным ученых, также возросла.