Акции Meta (запрещена в России, организация признана экстремистской) за последние месяцы обрушились практически на 40%, и часть ее сотрудников, ощутивших бремя подводных опционов на акции компании, нацеливаются на увольнение.
«Присоединился к Meta*, теперь чувствую себя паршиво», — заявил на прошлой неделе один из сотрудников компании в популярной ветке на Blind, корпоративной доске сообщений с проверенными участниками. «Что мне теперь делать?».
«Уходи из этого паршивого места», — ответил ему пользователь с ником «Метамат».
«Застрял в той же лодке», — сообщил третий, добавив, что он «уже проходит собеседования» в других компаниях.
Компания Meta* столкнулась с давкой увольняющихся сотрудников, поскольку стоимость ее акций рухнула с сентябрьского исторического максимума на уровне $ 380 до $ 216,49 в прошлую пятницу. Это падение акций развивается с осени 2021 г., когда серия утечек оказала убийственное политическое давление на компанию. Акции Meta* ускорили падение еще быстрее, когда компания ощутила многомиллиардный «укус» после изменений условий конфиденциальности Google и Apple, ударивших по рекламному бизнесу интернет-предприятия Цукерберга.
«Люди определенно обращают внимание на акции, беспокоятся о стоимости», — пояснил Майкл Соломон, руководящий инженерами-программистами через свою фирму талантов 10x Management. «Я думаю, что у многих IT-специалистов возникают вопросы, сможет ли Мета выбраться из трудной ситуации или же это станет началом конца».
Уйти или остаться?
Когда инженеры-программисты устраиваются работать в компании вроде Meta*, Amazon или Google, их компенсация, как правило, представляет собой такую схему: 50% наличных, 50% опционов на акции. И обычно сотрудникам начального уровня компенсируют большим количеством денег, тогда как более опытным работникам дают больше акций.
В Meta* новым сотрудникам чаще всего предоставляется некоторое число акций компании с ограниченным доступом в соответствии с их средней ценой на момент приема нового работника. Это значит, что для сотрудников, устроившихся в компанию еще до взлета ее акций, могут быть огромные преимущества в доходе, но это также делает их уязвимыми в случае спада стоимости акций.
Так сотрудник Meta*, получивший акции ограниченного использования на сумму $ 100 000 во время сентябрьского пика их биржевой стоимости, теперь остается лишь с $ 57 000.
Это также означает, что айтишники-оппортунисты из прочих крупных компаний, наподобие «Микрософта», чьи акции в этом году подешевели на 10,3%, в теории могут «купить падение», став работником компании, потрепанной биржей (как Meta*), и получив более крупный пакет опционов на акции из-за их более низкой стоимости.
Поэтому в ответ на недовольный пост «Метамата» на Blind один из сотрудников «Микрософта» написал: «Хорошо будет только тем работникам, которые прямо сейчас меняют компанию-работодателя. Я делаю именно так, направляясь в Мету*».
Лаура Мартин, технический и медиа-аналитик из Needham & Company, сообщила, что, хотя многие техработники могут испытывать лояльность к своим компаниям, даже для них будет более выгодно в отношении финансов сменить работу, если ценность их опционов падает.
«Если вы не собираетесь зарабатывать деньги на своих акционных опционах в течение трех лет, то вам более выгодно уволиться», — заметила Мартин. «Я согласна с тем, что работникам более выгодно покинуть нынешнюю фирму, устроится в другую компанию и получить уже их акции по текущей цене».
Уровень дохода
Несмотря на то, что акции Meta* являются наиболее наглядным примером, следует пояснить, что в этом году весь технологический сектор Америки просел после достижения рекордных максимумов в 2021 г. Индекс Nasdaq, ориентированный на высокие технологии, упал в 2022 г. на 12,3%, тогда как акции Apple упали на 9,9%, Amazon – на 5,3%, а Google – на 5,7%.
По словам Ричарда Крамера, основателя и старшего теханалитика Arete Research, из-за снижающейся ценности опционов на акции по всем направлениям у крупных технологических компаний уже есть понимание, что все теперь решают наличные.
«Крупные техфирмы просто выплачивают больше компенсацию, поскольку совокупный чистый доход пятерки крупнейших компаний составляет сегодня $ 345 млрд», — пояснил для The Post Крамер. «Схватка за лучшие таланты не утихает никогда».
По словам Брайана Кроппа, аналитика консалтинговой фирмы Gartner, компенсация часто представляет собой форму «денежных поощрений», выплаты которых происходят при условии, что сотрудники продолжат работать в компании определенное количество лет.
«По мере падения цены ваших акций эффективность предоставления работникам ограниченного пакета акций в качестве стратегического инструмента для их удержания все более обесценивается», — подытожил Кропп.
При этом некоторым IT-сотрудникам, изначально выбравшим деньги, а не опционы по акциям, на фоне биржевой обстановки последних месяцев удалось договориться о крупных выплатах от Meta*, сообщил агент по талантам Крис Соломон.
«Они получили лучшие предложения, потому что в Мета осознают, что им нужно тратиться на подобные компенсации», — заявил Соломон.
На обращение «Нью-Йорк Пост» в Meta* с просьбой рассказать о мерах, которые компания предпринимает, чтобы удержать и привлечь таланты, ответа не последовало.
Потери работников в опционах по акциям
Если Meta и Amazon в 2022 году пострадали на бирже, то некоторым более мелким техкомпаниям Штатов, процветавшим во время пандемии, был причинен еще больший урон из-за повышения ФРС процентных ставок и усиливающегося отказа инвесторов от «технологических» акций (на фото их курс на начало февраля 2022 г.).
Так у Netflix, чьи акции резко выросли за минувшие «карантинные» годы, в 2022 г. падение акций уже составило 33,9%. Что касается акций компании Zoom, то с рекордно высокого сентябрьского уровня в $ 310 они подешевели до $ 116,28.
Этот список можно продолжать: сотрудники PayPal, интернет-фирмы из сферы электронной коммерции Shopify, фитнес-предприятия Peloton и компании по выпуску электромобилей Rivian жалуются на значительное падение акций компаний-работодателей за последние месяцы.
«Я работаю в Rivian всего-то с января, а уже потерял свыше 50%», — сообщил один из работников этого автопроизводителя.
По словам Ричарда Крамера, встряска в технологических фирмах более низкого уровня может создать удобную атмосферу для Meta* и других крупных техкомпаний, позволяющую выявить и нанять новые таланты, что позволит в некоторой степени компенсировать волну увольнений, последовавшую за падением акций.
«Им удастся набрать сотрудников из сотен компаний меньшего размера, также занимающихся корпоративным ПО, чьи акции упали намного больше, чем у Meta*», — заметил Крамер.
Он также добавил, что крупнейшие техкомпании по умолчанию не практикуют активное переманивание персонала друг у друга, потому что это вызвало бы «инфляцию зарплаты». Однако ничто не препятствует работникам одного крупного технологического предприятия устроиться на работу в другую компанию из этой сферы.
* — запрещена в России, организация признана экстремистской