Редакция не предоставляет справочной информации и не несёт ответственности за достоверность содержимого рекламных объявлений.Настоящий ресурс может содержать материалы 18+

NYT: китайская компания снята с должности оператора кобальтового рудника в Конго

На время расследования обвинения против китайских владельцев шахты контроль над одним из крупнейших в мире источников кобальта суд республики передал конголезцам. Автор статьи Эрик Липтон отмечает, что правительство США полностью поддерживает намерение властей Конго пересмотреть контракты на добычу полезных ископаемых с компаниями из Китая в рамках усилий по борьбе с коррупцией.

Конголезский суд отстранил компанию China Molybdenum, китайского владельца одного из крупнейших в мире медно-кобальтовых месторождений, что является крупной победой правительства Конго, стремящегося стать более крупным игроком на рынке экологически чистой энергии.

Судебное постановление, отстраняющее китайское руководство рудника как минимум на полгода, вынесено на фоне спора о многомиллиардных долларовых выплатах, которые, по утверждению конголезских властей, оператор месторождения должен бюджету Конго.

NYT: китайская компания снята с должности оператора кобальтового рудника в Конго

Конфликт правительства Конго и китайского владельца рудника

В 2016 г. при финансовой поддержке правительства Китая компания China Molybdenum купила право разработки месторождения Tenke Fungurume (на фото) у горнодобывающей компании из Аризоны. Целью этого приобретения было наращивание усилий правительства Китая для доминирования в основных цепочках поставок полезных ископаемых и металлов, необходимых для производства аккумуляторов для электромобилей.

Кобальт необходим для электромобилей, потому что он увеличивает срок службы их батарей. Сейчас он торгуется на трехлетнем максимуме.

Согласно «Нью-Йорк Таймс», в ноябре 2021 г. работники конголезского рудника пожаловались на резкое снижение уровня безопасности работ по вине китайского оператора. От инспекции по технике безопасности Конго поступили заявления о том, что на месторождении Tenke Fungurume рабочие подвергались нападениям после высказанных ими опасений о несоответствующих условиях безопасности, и им предлагались взятки для сокрытия несчастных случаев. Китайская компания оспорила эти утверждения, заметив, что они являются частью более широких усилий по ее дискредитации.

В прошлом году конголезский президент Феликс Чисекеди назначил комиссию для расследования обвинений в том, что компания China Molybdenum могла обманывать правительство Конго в выплатах лицензионных отчислений от рудника. Соответствующий иск поступил в коммерческий суд города Лубумбаши 28 февраля, вскоре после того, как горнодобывающее госпредприятие Gecamines потребовала отставки китайского руководства шахты.

По судебному решению ответственным за продолжение цикла работ на руднике будет сторонний администратор. Согласно иску Gecamines, China Molybdenum не задекларировала сотни тысяч тонн запасов меди и кобальта, выявленных ею на этом участке, лишив бюджет Конго значительно размера ежегодных платежей, обязательных при разведке и обнаружении новых запасов.

В течение периода расследования Gecamines сохранит за собой 20% долю в руднике, в 2020 г. признанным вторым по величине месторождением кобальта в мире. В прошлом году Конго произвело 70% мирового добычи этого металла.

Офис президента Чисекеди в понедельник комментировать судебное решение отказался. В компании China Molybdenum не ответили на просьбу о комментариях, но в прошлом они неоднократно отрицали сокрытие действительных резервов месторождения или невыплату какие-либо дополнительных платежей.

NYT: китайская компания снята с должности оператора кобальтового рудника в Конго

Особенности горнодобывающей отрасли Конго

У африканской страны обширное прошлое в отношении судебных исков против иностранных горнодобывающих компаний. В некоторых случаях способом прекращения таких исков были разовые выплаты от имени компании на счета конголезского государственного горнодобывающего предприятия – процедуры, определенной некоторыми главами предприятий горнодобывающей отрасли, как вымогательство.

Однако в данном случае как конголезские чиновники из Gecamines, так и местное руководители рудника заявляют, будто претензии к China Molybdenum основаны на законных опасениях по поводу ее деятельности и подозрения в сокрытии данных по месторождению.

Конголезские правительственные чиновники с прошлого года занимаются пристальным изучением контрактов, подписанных с китайскими горнодобывающими компаниями. Конго представляет собой страну, пытающуюся восстановить свою экономику после разрушительной гражданской войны и многих лет коррумпированного руководства. По состоянию на 2020 год прокитайские компании владели или имели финансовую долю в 15 из 19 рудников по добыче конголезского кобальта.

Президент Феликс Чисекеди (на фото) считает, что значительная доля прибыли от металлов и полезных ископаемых из национальных рудников, спрос на которые интенсивно растет на фоне отказа мира от ископаемого топлива, не приносит пользы населению Конго.

Официальные лица США отдельно выражают тревогу по поводу того, что Китай сможет жестко контролировать цепочку поставок кобальта и поднять цены на аккумуляторы, что беспокоит американских автопроизводителей, которые обязались в ближайшие годы отказаться от двигателей внутреннего сгорания.

«Китай практически мертвой хваткой держит цепочку поставок», — заявил Тиффин Каверли, вице-президент американского госучреждения «Экспортно-импортный банк», в котором прошлом неделе состоялись слушания о металлах, необходимых для возобновляемых источников энергии и военного оборудования. «К сожалению, вынужден сказать, что у меня нет ответа на вопрос, как можно сломать преимущество Китая в созданной им цепочке поставок».

Чиновники администрации Байдена с прошлого года стараются укрепить связи с Конго и получить доступ к критически важным для Штатов ресурсам, таким как кобальт. Последний раз делегация официальных лиц Белого дома посещала столицу Киншасу для встреч с главой Конго и другими конголезскими должностными лицами высшего уровня в феврале 2022 г.