Соперничество двух будущих титанов американского космоса – Безоса и Маска – привлекает внимание прессы, время от времени разжигающей интерес к твитам обеих сторон. Но так ли реален их конфликт? Ответом послужит статья Бена Литтла, специалиста по медиакультуре из Университета Восточной Англии. Источник: The Conversation.
Просматривая новостную ленту на смартфоне, вы, вероятно, часто встречаете материалы, обсуждающие непримиримое соперничество сторон новой космической гонки. Это вовсе не геополитическое противостояние эпохи холодной войны, теперь противниками выступают глава «Теслы» Илон Маск и основатель «Амазона» Джефф Безос. Два наиболее богатых в мире человека борются за доминирование в индустрии частных космических полетов.
Хотя, периодически еще упоминается Ричард Брэнсон с его Virgin Galactic. Но это британец – бедняк по сравнению с двумя американскими магнатами космоса. К тому же его космический самолет лишен фаллического величия ракет других собратьев-миллиардеров и поэтому привлекает к себе намного меньше внимания.
За ширмой конкуренции миллиардеров
Легко заметно, что на базовом уровне заявленные планы Маска и Безоса по господству в космосе не конкурируют, а дополняют друг друга. Безос называет нереалистичным план Маска колонизировать Марс, тогда как Маск объявляет построение инфраструктуры для огромных орбитальных космостанций, предлагаемой Безосом, слишком долговременной.
Если читать между строк, то вы увидите, что озвучиваемые ими планы поделили космическую отрасль на самостоятельные монополии еще до того, как ракеты SpaceX и Blue Origin впервые вошли в космическое пространство. Реальность такова, что, как и в случае с другими техномиллиардерами вроде Ларри Пейджа и Сергея Брина (компания Alphabet), Марка Цукерберга (компания Facebook) или даже Питера Тиля (компания Palantir), их интересы чаще совпадают, чем расходятся.
В действительности космическая гонка миллиардеров во многом является лишь рекламным ходом знаменитостей, преследующим создание кликбейтных заголовков, повышающих как осведомленность общественности, так и общественную поддержку новых коммерческих рубежей. Если читатели сосредоточатся на соперничестве и будут продолжать задаваться вопросом «кто же побеждает», то возможно, они не будут спрашивать, почему вообще происходит коммерческая колонизация космоса.
То есть техническим баронам на деле незачем работать друг против друга. В своей книге «Ноль к одному», вышедшей в 2014-м, Питер Тиль подчеркнул, что «конкуренция – не более чем пережиток истории», но конкурентный рынок признается в обществе фундаментальным элементов капитализма и поэтому «монополистам приходится лгать, чтобы защитить себя».
Эти миллиардеры, как и любые другие монополисты, пользуются своими профилями знаменитостей для создания иллюзорной конкуренции. Ларри Пейдж, соучредитель Google, как-то отметил в своем выступлении, что работающие в Кремниевой долине миллиардеры «путешествуют подобно упряжным собакам и прилипают друг к другу, будто склеенные».
Автор статьи сообщает, что его исследовательская команда установила один факт: миллиардеры, годами доминирующие в американской техноиндустрии, в действительности полностью поддерживают друг друга финансово и стратегически.
Проанализировав специальным алгоритмом базу данных из публикаций СМИ в объеме 10 млн слов, исследователи выявляли случаи, когда предприниматели упоминались вместе, затем сортировали эти случаи по контексту, к примеру, «соперничество», «сотрудничество», «политическое лоббирование», «дружба» и «благотворительность». Результаты этой работы представлены на диаграмме.
Очевидно, что даже если Безос с Маском прямо не поддерживают друг друга, они все же являются частью более широкой системы, которая поддерживает их обоих. Так Безос выступал одним из ранних спонсоров Google, а впоследствии основатели «Гугла» вкладывали средства в производство Маска, причем делали это еще в 2006-м.
Как сообщает Эшли Вэнс, автор биографии Маска, в 2013-м именно «Гугл» выступил гарантом Tesla на сумму $5 млрд, когда казалось, что Маск вот-вот разорится. А также именно Google вкладывал большие суммы в SpaceX, когда у этого проекта случались критические моменты.
Гонка к новой элите
Есть много веских причин исследовать космос, но не известно, будут ли эти миллиардеры ориентировать свои приоритеты на прибыли или научной пользе, благам для всего человечества или действовать в интересах более узкого слоя богатых.
Текущие знаки выглядят не особо позитивно, поскольку Маск инициировал запуск многих тысяч спутников «Старлинк», обещающих замусорить низкую околоземную орбиту. Между тем, десять минут невесомости, обещаемые Безосом – очаровательная роскошь, доступная только 0,01% человечества и между прочим причиняющая ущерб нашей планете.
Вместо общественных дивидендов (еще один пережиток прошлого, как и конкуренция) эти предприятия ценятся заголовками, твитами и неким «видением будущего». Tesla – самая дорогая автокомпания в мире, существующая исключительно за счет известности Маска, которая вдохновляет легион биржевых поклонников раскошеливаться на нее.
«Амазон» — безжалостная монополия, еще на старте своего существования закрепившая лидерство на рынке после агрессивного уклонения от уплаты налогов и многочасовых наказаний своих сотрудников. Но поскольку Безоса СМИ изображают самым вдохновляющим гендиректором, то культура сверхурочной работы в его компании стала неким символом безудержного духа американского фронтира.
Регулярные новости об этих мужчинах не случайно расположены всегда рядом с историями знаменитостей: это фундаментальная цель их бизнес-стратегий и, соответственно, ключевой источник их богатства и власти.