Reuters: снят приговор с американского врача, осужденного за раздачу рецептов на опиоиды

Врач из штата Вирджиния, прописавший более 500 000 доз опиоидов менее чем за два года, ранее был приговорен к 40 годам тюрьмы. Но в пятницу (2 февраля) его прошлый приговор отменили в суде, поскольку сочли, что прокуратура дала присяжным инструкции, искажающие букву закона.

Сняв приговор, апелляционный суд в г. Ричмонд (Вирджиния) одновременно назначил новое судебное разбирательство по делу 41-летнего Джоэла Смитерса, отбывавшего наказание в тюрьме Атланты.

Чрезмерное назначение обезболивающих является одной из основных причин опиоидного кризиса в Соединенных Штатах. По данным Центров контроля заболеваний (CDC), в стране от передозировок опиоидами с 1999 по 2021 год умерло порядка 645 000 человек, в том числе 80 411 лишь за 2021 год.

На прошлом суде прокуроры заявили, что Смитерс прописывал контролируемые вещества, включая фентанил, гидроморфон, оксикодон и оксиморфон, любому пациенту, который приходил в его офис в г. Мартинсвилл, открытый Смитерсом в августе 2015-го.

По словам прокуроров, большинство таких пациентов проезжали сотни километров в каждую сторону, лишь бы только побывать у Смитерса, который не принимал страховые полисы, беря в уплату наличные и кредитки. В итоге он получил более $700 000, прежде чем полиция в марте 2017 года провела обыск в его офисе.

Неуместные инструкции

Присяжные признали Джоэла Смитерса (на фото) виновным по 861 пункту обвинения в мае 2019-го после того, как им было указано, что прокуратура считает доказанным, что обвиняемый доктор действовал «без законной медицинской цели или за рамками медицинской практики».

Апелляционный суд счел эту инструкцию ошибочной в свете решения Верховного суда США от 2022 года, в котором говорилось, что доказанность преступления, связанного с назначением контролируемых веществ, требует от обвиняемого «сознательно или намеренно» действовать незаконным образом.

В своем письме для коллегии из трех судей окружной судья Роджер Грегори заявил, что инструкции для присяжных в отношении Смитерса были ошибочными, поскольку присяжные могли посчитать его виновным исключительно за действия, выходящие за рамки медицинской практики, независимо от его знаний или намерений.

Судья Грегори также отметил, что такая ошибка не является безобидной даже в случае дела с «многочисленными доказательствами вины подсудимого».

«Вина врача зависит исключительно от его субъективных убеждений, — заявил Бо Бриндли, адвокат Смитерса. — Любая попытка властей сделать вид, что это не так, будет решительно отвергнута».