AP: известная татуировщица Кэт Фон Ди выиграла суд по иску о вытатуированном фото

В пятницу (26 января) присяжные установили, что американская тату-художница не нарушила авторские права фотографа, использовав его фотопортрет джазового трубача Майлза Дэвиса в качестве основы для татуировки, нанесенной подруге на руку.

Жюри суда в Лос-Анджелесе совещалось чуть более двух часов, прежде чем объявило о решении, что татуировка, выполненная бывшей звездой реалити-шоу «Майами Инк» и «Лос-Анджелес Инк», недостаточно схожа с фотопортретом легенды джаза, сделанным Джеффри Седликом в 1989 году, и на который при потребности использования требуется платное разрешение.

«Я, конечно, очень рада, что все это закончилось, — заявила Фон Ди, нанесшая около семи лет назад в качестве подарка на руку своей подруги спорную фотографию с Дэвисом. — Это были два года кошмара, поскольку я беспокоилась не только за себя, но и за моих коллег-татуировщиков».

Добросовестное использование

Восемь присяжных приняли одинаковое решение в отношении рисунка, сделанного Фон Ди на основе спорного портрета, а также в отношении нескольких ее постов в соцсетях о процессе нанесения татуировки, которые также были частью иска Седлика.

Также присяжные отметили, что татуировка, рисунок и названные публикации в соцсетях подпадают под юридическую доктрину добросовестного использования произведения, защищенного авторским правом, что дало Фон Ди и прочим татуировщикам США оглушительную победу по всем направлениям.

«Мы постоянно утверждали, что этот иск вообще не следовало принимать, — подчеркнул Аллен Гродски, адвокат Фон Ди, после вынесения приговора. — Присяжные признали, что все это было просто смешным».

Адвокат Седлика Роберт Аллен заявил, что они планируют подать апелляцию. Он также подчеркнул, что татуировка, на которой изображен крупный план Дэвиса, смотрящего на зрителя и делающего жест «тсс», была настолько схожа с оригинальным фото, что он не понимает, как присяжные могли прийти к иному выводу.

«Если эти две вещи по существу не похожи, тогда ни один объект искусства не находится в безопасности», — сообщил Аллен.

Позиции сторон

В пятницу во время заключительных прений Аллен заявил присяжным, что это дело «не имеет ничего общего с самими татуировками».

«Речь идет о копировании чужих охраняемых произведений, — произнес он. — Это не повредит тату-индустрии. Не будет никакой тату-полиции».

Адвокат подчеркнул кропотливую работу, проделанную Седликом при подготовке к съемкам, создания освещения и необходимой атмосферы, а также в том, чтобы поставить Дэвиса в позу, позволившую получить культовое фото, впервые опубликованное на обложке журнала JAZZIZ в 1989-м. Седлик зарегистрировал авторские права на данную фотографию в 1994 году.

И, как подчеркнул Аллен, впоследствии лицензирование этого изображения для использования другими лицами, включая татуировщиков, стало основной частью того, как его клиент зарабатывал на жизнь.

Фон Ди в ходе трехдневного судебного разбирательства заявила, что она никогда не лицензирует воссоздаваемые ею изображения и считает такие работы, как татуировка с фото Дэвиса, некой формой «фан-арта».

«Я не заработала на этой татуировке никаких денег, — сообщила она. — И я не занимаюсь ее массовым воспроизведением. Я думаю, что в этом есть большая разница».

Ее адвокат Гродский подчеркнул присяжным, что отсутствие попыток заработать на лицензированном изображении является важным для того, чтобы татуировка была формой добросовестного использования, исключением из закона об авторском праве, используемым для авторских произведений, включая комментарии, критику и пародию.

В своей речи, обращаясь к присяжным, Аллен заявил, что сообщения в соцсетях о выполнении татуировки были рекламой Фон Ди и ее студии, а значит, служили формой монетизации изображения.

Если бы присяжные встали на сторону Седлика, они могли бы присудить ему от нескольких сотен до 150 тысяч долларов.

Татуировщица Фон Ди была участницей реалити-шоу «Майами Инк», а после — ведущей звездой спин-оффа «LA Ink», транслируемых на канале TLC в 2007-2011 гг.

41-летняя Фон Ди, чье настоящее имя Кэтрин фон Драхенберг, уже была известной молодой тату-художницей, когда стала телеведущей благодаря своим выступлениям на канале TLC начиная с 2005 года и став, наверное, самой известной татуировщицей в Штатах.

Она сообщила журналистам, что, несмотря на победу, не в восторге от мысли вернуться к работе над татуировками.

«Думаю, я больше никогда не захочу делать татуировки, мое сердце слишком разбито из-за этого иска, — пояснила Фон Ди. — Посмотрим со временем».