Судебная коллегия в Новой Шотландии посчитала смягчающими обстоятельствами расовую принадлежность обвиняемого (афроамериканец), его уровень развития (идиот) и новый антирасистский тренд правоохранительной системы Канады – уменьшение доли осужденных чернокожих в тюрьмах канадской монархии. Источник: National Post.
Летом 2019 года в Новой Шотландии родился ребенок с «серьезными медицинскими осложнениями и значительной задержкой развития». За опасениями специалиста по генетики последовало вмешательство королевской полиции. Выяснилось, что 23-летняя мать занималась сексом со своим отцом, даже когда они посещали отделение интенсивной терапии новорожденных, где находился их новорожденный.
Родители представляли собой пару отец-дочь, разница в возрасте между ними составляла 31 год. Оба были умственно отсталыми. Их ребенок, тоже инвалид, по результатам расследования полиции был помещен в приемную семью.
Вскоре отцу, жителю Галифакса и уроженцу Африки, было предъявлено обвинение в инцесте. Вскоре после этого он признался, что впервые переспал со своей дочерью, когда ей было 19 или 20 лет.
Обычно инцест наказывается в Канаде тюремным заключением: минимум два года и максимум 14 лет. Однако, применяя принципы прогрессивного вынесения приговоров, большинство членов Апелляционного суда Новой Шотландии в конце августа 2023-го решили, что отцу следует отбыть лишь два года домашнего ареста. Следует заметить, что единственный отказавшийся поддержать решение коллегии судья заявил, что отца следует осудить на четыре года тюрьмы.
Прогрессивность судебной системы Канады
Инцест считается серьезным преступлением по ряду причин. Как и убийство, оно санкционировано, поскольку исходит из старейшего культурного табу – на Западе, да и практически везде. Это табу, вероятно, возникло из-за объективного вреда, который инцест наносит обществу: неизбежны генетические дефекты; чаще всего это результатом эксплуатации одним человеком другого. Поэтому дети, независимо от их возраста, не могут дать согласие на секс со своими родителями.
На первом суде королевская прокуратура утверждала, что отец должен провести в тюрьме от четырех до шести лет на основании приговоров, выносимых в схожих ситуациях. Она проиграла. В апелляции прокуратура утверждал то же самое. Сторона обвинения настаивала, что тяжкое преступление, усугубленное тем, что отец нарушил свое доверительное положение в отношении своей дочери-инвалида. Хуже того, он оплодотворил ее, рискуя нанести генетический вред ребенку.
Суд первой инстанции и большинство членов апелляционного суда не поверили доводам Короны (прим. Infosmi: в Канаде, в соответствии с нормами британского правосудия, прокуратура выступает на судебном процессе от имени Короны Великобритании). Как судьи объяснили свои решения в двух процессах под одному делу? Они заявили, что преступник раскаивался и был полон решимости не совершать преступление повторно.
Но была другая, более значимая причина – он черный.
Хотя Корона утверждала, опираясь на прошлые дела, что тюремное заключение на срок от четырех до шести лет нормально для такого рода преступлений, апелляционный суд отклонил это, назвав только лишь ориентиром. Суд также отметил, что преступники в предыдущих делах по инцестам не были чернокожими жителями Новой Шотландии. Принимая решение о том, должны ли правонарушители такой нормы отбывать домашний арест или тюремное заключение, суд указал, что здесь необходим «более тонкий подход». Короче говоря, следует применять расовую скидку.
«Моральная вина африканского преступника из Новой Шотландии должна оцениваться в контексте исторических факторов и системного расизма, что и было сделано в данном случае», — указал судья первой инстанции, с которым согласилось большинство членов апелляционного суда. «Судьи, выносящие приговор, должны учитывать влияние социальных и экономических лишений, исторического неблагополучия, уменьшенные или несуществующие и ограниченные возможности, которые могли оказать влияние на моральную ответственность правонарушителя».
В целом суд первой инстанции и большинство судей в Апелляционном суде (фото членов коллегии этого суда ниже) согласились с тем, что обстоятельства жизни отца (его «систематический и фоновый опыт жизни в Африке, а после в Новой Шотландии») позволяют приговорить его к двум годам домашнего ареста.
Расовая избирательность наказания
Если бы этот акт инцеста был выявлен еще несколько лет назад, о домашнем аресте даже не могло быть и речи. Уголовный кодекс Канады не так давно запрещал домашний арест в качестве наказания за инцест (впрочем, как и за различные другие преступления) – запрет, поддержанный канадским Верховным судом Канады в 2022 году.
Но через две недели после того, как этот запрет был оставлен в силе членами Верховного суда, либеральное правительство Канады провело ряд реформ уголовного законодательства (законопроект C-5), чтобы вернуть домашний арест в качестве альтернативы наказания за инцест. Одной из политических причин этого изменения, указанных в решении Апелляционного суда по рассматриваемому инциденту, указано решение проблемы чрезмерной представленности чернокожих в тюремной системе Канады.
Внедрение модели уголовного судопроизводства по расовому признаку стало тревожной тенденцией в Канаде, и это лишь последний пример этой тенденции. Скидки при вынесении приговоров по признаку расы начали применяться для коренных народов с 1999 года. Затем эта практика была распространена на чернокожих преступников в Новой Шотландии (2019 год) и в Онтарио (2021 год).
Трудно сказать, насколько сообщество по местожительству чернокожего отца оценит снисходительность суда, но из протоколов суда ясно, что ему совершенно не рады. Преступление этого мужчины привело к разладу между ним и его семью другими детьми, часть которых запретила ему видеться с внуками. Его восьмой ребенок от собственной дочери будет воспитываться в приемной семье. Он подвергся осуждению со стороны африканского сообщества Новой Шотландии и, как следствие, испытал социальную изоляцию.
Отказавшийся поддержать решение коллег судья Апелляционного суда также применил расовые соображения при обсуждении приговора, но пришел к выводу, что отец должен отбыть тюремное заключение, поскольку его преступление оказало «негативное влияние на африканское сообщество Новой Шотландии».
В справедливости его слова нет никаких сомнений. Инцест более всего вредит людям, находящимся в самом сердце небольшого сообщества. Теория, лежащая в основе мягких приговоров по расовому признаку, заключается в том, что это должно приносить пользу обществу, но на практике это лишает общество справедливости, одновременно подрывая веру в справедливость системы для всех.