И американская легенда кантри, и комедийная актриса недавно подчеркнули свое отвращение к посмертным голограммам, при этом Голдберг зашла еще дальше, указав в своем завещании юридические положения против использования этой технологии в отношении ее образа после смерти.
Репортер «Фокс ньюс» пообщался с экспертом, который заявил, что, несмотря на возможность предпринять определенные шаги для защиты своего имени и образа при жизни, после смерти все становится совершенно другим.
«К сожалению, в эпоху ИИ знаменитости никогда не смогут полностью гарантировать для себя, что их имя и образ не будут использованы в качестве посмертной голограммы без их разрешения», — отметил Эйб Личи, партнер в юридической компании «Маклафин и Стерн».
Никаких жутких голограмм
Когда у Долли Партон спросили, заинтересована ли она в том, чтобы ее образ был использован в чем-то вроде виртуальных аватаров «Аббы» во время их концерта «Abba: Voyage», 77-летняя звезда кантри отреагировала с пренебрежением.
«Я думаю, что оставлю после себя большой объем своих работ, — сказала Партон. — Я должна решить, в какой части всех этих высокотехнологичных штуковин я хочу участвовать, потому у меня нет никакого желания оставлять свою душу здесь, на этой Земле».
«Я думаю, что с некоторыми из этих современных устройств я останусь здесь навсегда… Я буду рядом, мы найдем иные варианты [помимо голограммы] удержать меня здесь», — добавила она.
Вупи Голдберг была еще более непреклонна в своем заявлении против виртуальных технологий.
«Я не хочу быть голограммой. Этот пункт имеется в моем завещании все последние 15 лет», — заявила она для «Индепендент».
«Они не спрашивают вас, вот в чем дело, — пояснила она, обращаясь к соведущей на передаче The View Джой Бехар, которая поинтересовалась, не спрашивали ли еще актрису, хочет ли она превратиться в голограмму. — Они просто делают это, а потом вы говорите: «Эй, это ведь не Тупак? Подождите-ка минутку… Я не хочу такого. Все это довольно причудливо и жутко, да».
В 2012-м голограмма покойного рэп-исполнителя Тупака Шакура была использована в ходе музыкального фестиваля Coachella.
Авторские права на посмертный образ
По мере роста интереса и споров вокруг ИИ, как надеется Эйб Личи, все это «подтолкнет законодателей к принятию четких национальных стандартов авторского права».
«До тех пор, пока не будут приняты национальные стандарты по авторскому праву, гарантирующие такие посмертные права, это будет проблемой конкретного штата в зависимости от того, где проживала знаменитость на момент смерти», — считает Личи.
Он предупредил, что «адвокаты звезд могут попытаться ограничить права на посмертное использование и посмертные производные работы в правах, предоставленные продюсерским компаниям и медиа-сетям в соглашениях о звездах шоу-биза. Но даже и в этом варианте защита авторских прав не будет вечной, так что в какой-то момент она просто исчезнет».
Представитель «Американской ассоциации звукозаписывающих компаний» (RIAA) повторил слова Эйба Личи в заявлении для Fox News, отметив, что «инновации всегда пересекаются с искусством и продвигают творческий процесс вперед. Но этот захватывающий прогресс всегда должен осуществляться с уважением к выбору и моральным ценностям, а также к наличию согласия звезд и правообладателей».
«Это верно для всех форм творческого самовыражения, но особенно для высокоинвазивных систем ИИ, которые в коммерческих целях способны присваивать имя, образ, внешнее сходство и даже голос исполнителя. Фундаментальная истина заключается в том, что каждый художник должен быть свободен решать самостоятельно, участвовать ему или нет в таких проектах, как голограммы с искусственным интеллектом (ИИ), которые используют их образы, голоса и личности для извлечения прибыли».
Личи высказал предположение, что Партон и Голдберг выступают против того, чтобы их имя и образ стали вечными, чтобы эти голограммы исказили то, кем они являются: «Красота актерского мастерства и музыки – это элемент человеческого несовершенства. Это то, что привлекает других людей к ремеслу актера и исполнителя. С ИИ эта форма искусства утрачивается… Есть определенная прелесть в том, чтобы знать – все однажды заканчивается. Только так люди продолжат больше ценить настоящее».