Как английский археолог присвоил себе честь открытия дворца минотавра

Оксфордский музей заявил о стремлении «установить истину» об открытии Кносского дворца на Крите. Источник: The Guardian.

Сэр Артур Эванс, прославленный британский археолог, известен заливкой бетоном развалин того, что, по его утверждению, было затерянным Кносским дворцом на Крите, в сочинении баек об обнаружении «Лабиринта Минотавра» и в вычеркивании из истории находки местного жителя, который в действительности первым обнаружил легендарное строение.

Тем не менее сегодня Эвансом восхищаются в Греции, в отличие от шотландского лорда Элгина, укравшего часть мраморного фриза Парфенона, которого греки давно заклеймили как врага эллинской культуры.

Первая честная выставка о Минойском Кноссе

Полная история Кносса, известного как родина минотавра – легендарного получеловека-полубыка – впервые будет представлена ​​на крупной британской выставке в Оксфорде. Хотя ее организаторы признают положительное наследие сэра Эванса, однако, пусть и с опозданием на один век, они также полностью признают Миноса Калокериноса, критского бизнесмена и исследователя, первым обнаружившего знаменитые руины.

«Мы хотим внести ясность в историю, — заявил Эндрю Шапланд, куратор бронзового века и классической Греции в Эшмоловском музее Оксфорда. — Возможно, Эванс поссорился с Калокериносом, но [в любом случае] его история противоположна истории лорда Элгина. В Греции Элгина демонизируют за то, что он выкрал мрамор для Британского музея, в то время как сэра Артура до сих пор прославляют, поскольку он популяризировал минойскую культуру. Так что наша новая выставка – результат успешного сотрудничества с властями Крита, предоставившими нам ключевые артефакты».

«Лабиринт: Кносс, мифы и реальность», открывающаяся 10 февраля, будет включать более 100 объектов, на время предоставленных нам из Афин и Крита, и все они будут показаны впервые за столетие вместе с уникальным архивом Оксфорда, документирующим открытие дворца между 1900 и 1905 годами. Это шоу, которое может устроить только эшмолианец (сотрудник Эшмоловского музея), потому что во время раскопок на Крите сэр Эванс руководил музеем как его «хранитель» и руководитель. Теперь музей извлекает выгоду из непреходящего доброго имени Эванса.

«Было бы трудно работать вместе с Грецией, если бы выставку организовывал Британский музей – все из-за лорда Элгина, — объяснил Шапланд. — Я наблюдал все это воочию, поскольку проработал там почти десять лет. Даже не представляете, насколько мне теперь легче работать по эллинской культуре».

Многовековые поиски легенды

Многие исследователи безуспешно искали критский Лабиринт – подземную конструкцию из греческого мифа – вплоть до 1878-го, когда Калокеринос нашел древние развалины. Но он не мог самостоятельно организовать раскопки на Кноссе, поскольку остров находился под частичным контролем Османской империи, и любые важные находки турки потребовали бы вывезти в Стамбул. Только в 1900 году сэру Эвансу удалось добиться разрешения критских властей на раскопки – он ждал почти два десятилетия, пока островитяне провозгласят свою независимость.

«Сейчас власти Греции предпринимают шаги, чтобы отдать должное Миносу Калокериносу за открытие, — сообщил Шапланд. — В 2019-м они поставили его бюст у входа в Кносский дворец, напротив бюста сэра Артура. Это был важный момент».

Кносс является второй по популярности греческой туристической достопримечательностью после афинского Акрополя, и отчасти поэтому заслуга сэра Эванса вызывает такое восхищение. Выполненная им творческая реставрация развалин до сих пор позволяет посетителям представить облик давнего прошлого. Это влияние признано на новой выставке в Оксфорде, где целая галерея будет посвящена воссозданию виртуальной реальности в Assassin’s Creed Odyssey, популярной видеоигре, в которой используются образы, вдохновленные видением Кносса Артуром Эвансом.

«Это совершенно подлинная ссылка, — заявил Шапланд, — хотя подобная демонстрация исследований, лежащих в основе игры, очевидно, также является способом привлечь к экспозиции более молодую аудиторию».

Сэр Эванс был убежден, что раскопал настоящий Лабиринт и нашел доказательства в красочных фресках, глиняных табличках для письма и неповрежденном каменном тронном зале. Он назвал свое открытие «Дворцом Миноса» и доказал, что развалинам около 4000 лет. Он также популяризировал термин «минойский» для описания ранней критской цивилизации.

Но действительно ли Кносс является местом мифического Лабиринта? По признанию Эндрю Шапланда, это остается «открытым вопросом». В конструкции объекта, названного Эвансом Кносским дворцом, определенно был какой-то лабиринт, но не обнаружено никаких признаков того, что люди в то время оставляли там подношения. Однако есть дразнящие намеки на связь с минотавром и фрески с изображением людей, прыгающих через быков.

По словам Шапланда, сейчас можно простить даже спорную бетонную реставрацию, предпринятую великим археологом в середине XX века. Дело в том, что раскопки обнажили семь метров в склоне холма, и Эвансу пришлось подпирать этот участок, поскольку он начал оседать и рассыпаться.