Американская генно-инженерная компания собрала еще $150 миллионов на исследования по возрождению дронтов, вымерших в XVII веке. Источник: The Guardian.
Додо, птица с острова Маврикий, которую в последний раз видели в 17 веке, может быть возвращена хотя бы в своем подобии, если усилия компании по редактированию генов увенчаются успехом.
В настоящее время существуют методы редактирования генов, позволяющие ученым исследовать геном дронта на предмет ключевых признаков, которые, по их мнению, затем можно будет эффективно собрать на базе организма современного родственника.
Видоизмененный голубь
По оценке ученых-генетиков, дронты наиболее тесно связаны с голубями, что показывает секвенирование генома вошедшей в поговорку вымершей птицы.
Как заявили американские специалисты, их работа, помимо предоставления генетической информации о вымерших дронтах, может помочь в сохранении редких видов, которые пока еще не вымерли. Однако среди биологов ведутся ожесточенные споры о том, следует ли вообще проводить такого рода исследования.
Бен Ламм (на фото выше – стоит слева, рядом с ним генетик Джордж Черч), соучредитель и исполнительный директор Colossal Biosciences, заявил, что его компания, чьи эксперименты с мамонтами и тилацином еще не привели к появлению этих животных, привлекла еще 150 миллионов долларов от инвесторов для продолжения своих исследований по дронтам. Он отметил, что воссозданные версии этой птицы могут быть «возвращены» на Маврикии, где популяция дронтов жила до тех пор, пока 350 лет назад не была полностью истреблена европейскими моряками.
«Мы абсолютно уверены, что [местом] для возвращения додо в дикую природу будет Маврикий», — заявил Ламм.
Он также сообщил, что это исследование может помочь усилиям по сохранению многих других исчезающих видов по всему миру, поскольку оно позволит разработать методы, позволяющие ученым распознавать и сохранять ключевые черты этих пока еще существующую видов, которые могут быть жизненно важны для их адаптации к изменяющемуся климату.
Профессор Эван Бирни, замдиректора Европейской лаборатории молекулярной биологии, на просьбу прокомментировать новый проект компании Colossal сообщил, что воссоздать геном дронта с технической точки зрения будет «очень и очень сложно».
Он сказал: «Нет сомнений, что это культовая птица. Я понятия не имею, будет ли заявленная ими механика работать так, как они утверждают. Однако вопрос не только в том, можно ли это сделать, но и в том, нужно ли этим заниматься. Есть люди, которые думают, что раз это можно, значит и необходимо, но я не уверен, какой цели служит это проект и действительно ли он является лучшим вариантом распределения ресурсов. Нам следует спасти виды, которые у нас есть, прежде чем они вымрут».
Этическая дилемма
Компания Colossal Biosciences, занимающаяся редактированием генов, уже приступила к проектам по возрождению шерстистого мамонта и тилацина. Но дронт будет его первой птицей и это важно, поскольку потребует изменения метода редактирования генов, чтобы приспособить его к яйцу.
Это даст возможность обойти по крайней мере некоторые из этических дилемм для ученых. В случае млекопитающих метод генетического возрождения требует имплантации материала для редактирования генов в репродуктивную систему существующего родственника этого вида – в случае мамонта это слон. На практике метод может потребовать множества беременностей, чтобы наконец создать жизнеспособное потомство.
Выполнение аналогичной техники на птице-несушке должно быть менее стрессовым для донорского вида птицы. Исследователи смогут работать с голубиными яйцами и использовать генетический материал голубей, чтобы подвергать его модификации для отражения ключевых черт дронта, в том числе неспособность этой птицы к полету.
Но с другой стороны это технически сложная задача, поскольку прежде никому еще не удавалось выполнять редактирование генов для птиц таким образом.
Бет Шапиро (на фото выше), ведущий специалист по палеогенетике в Colossal, рассказала «Гардиан», что была очарована птицей додо более двух десятилетий, с тех пор как в 1999-м получила степень в Оксфорде и увидела сохранившегося дронта в музейной коллекции, а затем попыталась убедить руководство музей позволит ей извлечь ДНК этой птицы.
Она рассказала, что в коллекциях по всему миру хранятся сотни дронтов, а это означает возможность секвенирования генома вымершей птицы. Но доктор Шапиро предупредила, что возрожденный дронт никогда не станет точной заменой прежней птицы.
«Мы лишь пытаемся изолировать гены, которые отличают додо», — объяснила она. «Было бы безумием надеяться, что решение [мирового кризиса биоразнообразия] состоит в создании прокси-видов».