Американская гонка за вакциной от Covid озолотила браконьеров, поставляющих обезьян

На фоне огромного спроса от исследовательских институтов США и полного прекращения в 2020-м поставок каких-либо животных Китаем основными поставщиками «лабораторных» обезьян стали браконьеры из Камбоджи и Маврикия, действующие при посредничестве американских компаний. Источник: NBC News.

В ноябре 2020 года американский Минюст предъявил обвинения восьмерым организаторам браконьерских поставок приматов, включая двух чиновников из камбоджийского департамента охраны дикой природы, в заговоре с целью отлова обезьян из дикой природы и переправки их в Штаты с фальшивыми документами, утверждающими, что они поступают из центров разведения «лабораторных» обезьян.

Но, по словам американских экс-агентов из сферы охраны дикой природы, этот случай – всего лишь верхушка айсберга.

Защитники животных считают, что контрабанда диких обезьян продолжается уже многие годы из-за колоссального спроса в Штатах, а также ограниченности предложений в американских и зарубежных питомниках. Эксперты говорят, что пандемия и гонка за противоковидной вакциной еще больше сжали рынок, вызвав безумную борьбу за доступных животных, это спровоцировало всплеск браконьерского отлова обезьян, особенно длиннохвостых макак, которые считаются вымирающими и необходимы исследователям.

Быстро растущий бизнес

Штаты лидируют в мире по количеству приматов, ежегодно импортируемых для медицинских исследований. Согласно публичным данным ЦКЗ, в период с 2017 по май 2022 года в США прибыло более 150 000 «лабораторных» обезьян.

Исследователи утверждают, что обезьяны сыграли решающую роль в понимании различных типов заболеваний человека, от СПИДа до болезни Паркинсона, а также в обеспечении безопасности и эффективности новых лекарств.

После полного прекращения поставок этих приматов из Китая резко возросли расценки на обезьян. Одна длиннохвостая макака год назад стоила $40 000 долларов, хотя каких-то пару лет ее цена была около $3 000.

У нового основного поставщика Америки – Камбоджи – имеется нескольких ферм по разведению макак, но их особо никто не проверяет, а документы, сопровождающие экспорт обезьян в Штаты, по словам специалистов, несложно подделать.

В 2019-м Камбоджа поставила 8 571 особь (25%) из 33 818 «лабораторных» обезьян, импортированных в США за этот год. В 2021-м количество поступивших из Камбоджи обезьян возросло более чем вдвое (18 870 особей), что составляет почти 60% от 31 844 «лабораторных» приматов, поступивших в Америку в этом году.

Резкий рост поставок вызывает у экспертов определенные вопросы. По словам Грега Вестергаарда, гендиректора Alpha Genesis – американской компании, выращивающей и поставляющей обезьян для фармкомпаний США – колония из 100 самок репродуктивного возраста способна производить не более 60-70 детенышей ежегодно. Он отметил, что для достижения «лабораторного» возраста этим детенышам требуется 2-3 года.

«На создание хорошего поголовья приматов уходит довольно много времени, — заметил он. — Это не тот процесс, которым можно заниматься в спешке, и этого невозможно добиться задешево».

Вымирание длиннохвостых макак

Браконьерство уже оказало значительное влияние на сокращение популяции длиннохвостых макак в дикой природе, а ведь они играют важную роль в лесных экосистемах, распространяя семена. В июле 2022-го Международный союз охраны природы изменил их статус с «уязвимых» на «находящиеся под угрозой исчезновения», особо отметив их использование в медицинских исследованиях как причину сокращения популяции.

«К концу 21 века этот вид вымрет, если ничего не изменить прямо сейчас», — заявил Агустин Фуэнтес, антрополог из Принстонского университета.

Торговля длиннохвостыми макаками регулируется Конвенцией о международной торговле потенциально вымирающими животными (СИТЕС), принятой в 1975 году и призванной гарантировать, что глобальный рынок определенных растений и животных не угрожает выживанию их сородичей в дикой природе.

В 2015 году «Сеть выживания видов» – исследовательское подразделение СИТЕС – представило документ, в котором говорилось, что в ходе полевых исследований в Камбодже установлено: в двух камбоджийских провинциях длиннохвостые макаки без разрешения отлавливаются и передаются на племенные фермы.

«Чтобы избежать обнаружения властями, приматов перевозили на фермы по ночам, спрятанными под глыбами льда в небольших пикапах, приспособленных для перевозки клеток», — говорится в документе.

Крейг Табор, экс-агент Службы рыболовства и дикой природы, ушедший на пенсию в 2021-м, рассказал, что занимался проверкой незаконных поставок обезьян более десяти лет назад, но это расследование в конечном итоге было прекращено, поскольку американские власти не могли доверять коррумпированным официальным представителям дикой природы в азиатских странах.

И все же против одного из камбоджийских чиновников выдвинуто обвинение в том, что он лично доставлял обезьян, пойманных браконьерами, на объект, находящийся в ведении гонконгской Vanny Resources Holdings, занимающейся разведением «лабораторных» обезьян. Подозреваемый, 46-летний Масфал Край, был арестован в международном аэропорту Нью-Йорка, пока еще не признал вину.

Доставка обезьян в США

Недостаток приматов для исследований, вызванный запретом Китая на экспорт животных, побудил нескольких американских ученых призвать Вашингтон к новым усилиям по увеличению количества центров выращивания обезьян в США.

Американское правительство управляет семью центрами разведения приматов, в которых содержится около 21 000 макак, бабуинов и других видов.

Дебора Фуллер, замдиректора Вашингтонского национального центра исследований приматов, заявила, что роль подопытных обезьян в разработке вакцин против коронавируса подчеркивает их жизненно важное значение для медицинских исследований.

«Если бы не лабораторные приматы, то у нас не было бы возможности разработать вакцины в течение года, нам пришлось бы сейчас сидеть и ждать вакцину, которой все еще нет», — сказала она.

Десятилетние усилия американских групп по защите прав животных, направленные на препятствование импорта обезьян в Штаты, оказали определенное влияние.

Столкнувшись с противодействием зоозащитников, большинство пассажирских авиакомпаний Америки в последние годы отказались от транспортировки обезьян.

Но поставки приматов по-прежнему продолжаются на грузовых самолетах, приземляющихся в крупных американских городах, где их встречают инспекторы Службы охраны рыбных ресурсов и диких животных (FWS), облаченные в защитные костюмы. Они должны проверять документы на эти грузы, но, по словам бывших агентов этой службы, обычно проводится лишь поверхностный осмотр самих животных.

Затем обезьян загружают в фургоны без опознавательных знаков и отправляют в карантинные учреждения, которые иногда находятся за сотни километров от крупных городов. Импортированные приматы должны находиться в карантинных учреждениях 31 день, где их проверяют на ряд заболеваний, включая туберкулез и герпес B.

Иногда в пути случаются аварии. В марте 2022-го грузовик, перевозивший обезьян из аэропорта Кеннеди на объект в Миссури, был протаранен другим грузовиком на шоссе в Пенсильвании, в результате чего на дорогу выпало несколько клеток с обезьянами (на фото). Три особи смогли вырваться из клеток и сбежали в лес. Позже их выследили и застрелили сотрудники FWS.

Этот инцидент пролил свет на импорт приматов, который обычно тщательно скрывается властями от американской общественности.

«Я не думаю, что большинству американцев известно о стрессе и страданиях, которым подвергаются эти животные, когда их перевозят через эти часовые пояса, через разные климатические условия в течении 30 часов или около того, — заявила Сара Кайт, соучредитель зоозащитной группы Action for Primates. — Это очень чувствительные животные, которых сажают в тюрьму этих маленьких транзитных ящиков».

Ее группа полагается на сеть информаторов в аэропортах Юго-Восточной Азии и Европы, помогающих им отслеживать перевозку приматов в Штаты и другие страны.

«Очень мало известно о смертях обезьян на борту самолетов, об их травмах и болезнях – это не становится достоянием общественности», — отметила Кайт.

Агустин Фуэнтес, эксперт по приматам из Принстонского университета, не является сторонником полного запрета на использование обезьян в американской фармацевтике, но считает, что эту отрасль необходимо вывести из тени.

«Если все происходит совершенно честно и нет никаких незаконных или иных теневых сделок… тогда почему так трудно найти открытую информацию об этой государственной сфере деятельности?» — задается вопросом Фуэнтес.