NYT: Тысячи американских школьников насильно загоняют в армейские классы JROTC

В средних школах Америки учеников распределяют по военным классам без их желания. Более того, отказаться от участия в пентагоновской программе «Корпус подготовки младших офицеров запаса» (JROTC) школьникам и их родителям оказывается крайне сложно.

Недавним утром группа кадетов встала в своем классе в средней школе Южной Атланты, чтобы провозгласить символ веры, в котором они поклялись в своей приверженности семье, патриотизму, истине, лидерству и послушанию.

«Я – будущее Соединенных Штатов Америки!» — в унисон произнесли кадеты-школьники.

Придя в старшую школу в свой первый день Андреа Томас (фото ниже) ознакомилась со своим расписанием и обнаружила, что зачислена в класс с незнакомой аббревиатурой: JROTC.

Вскоре она и другие новички детройтской хайскулл им. Першинга узнали, что участвуют в программе подготовки, финансируемой Пентагоном и предназначенной для обучения лидерским качествам, дисциплине и гражданским ценностям, а также для того, чтобы мотивировать учащихся на военную карьеру. Зачисленные в JROTC ученики обязаны носить военную форму и подчиняться приказам армейского инструктора, который часто кричит на них. Но когда Андреа вместе с несколькими учениками обратились к администрации школы и попросили перевести их в другой класс, им отказали.

«Нам заявили, что эта подготовка обязательна», — призналась школьница.

Принудительная карьера в армии США

Программы JROTC, преподаваемые ветеранами американских ВС примерно в 3500 средних школах по всем Штатам, с официальной позиции Пентагона должны быть факультативными. Но, как обнаружили журналисты «Нью-Йорк Таймс», тысячи учеников государственных школ направляются в эти классы без возможности выбора – либо в качестве явного требования, либо путем автоматического зачисления.

Обзор данных о зачислении JROTC, собранных по итогам более чем 200 запросов в архивы публичных записей, показал, что десятки американских школ сделали программу обязательной, направив в военные классы более 75% учащихся одного потока. В подавляющих случаях школы, где учеников обязали участвовать в JROTC, посещаются небелыми учащимися и детьми из малообеспеченных семей.

Роль JROTC в средних школах Америки была предметом споров с тех пор, как эта программа впервые была разработана – более века назад. Во время антивоенных баталий в американском обществе 1970-х также усилились протесты против военной подготовки старшеклассников, что рассматривалось как программа их вербовки во Вьетнам. Тогда некоторые школьные округа Штатов решили ограничить действие военной программы

Сейчас, спустя полвека, в американских школах возникают новые конфликты, поскольку родители в некоторых штатах утверждают, что их детей насильно заставляют одевать военную форму, подчиняться субординации и произносить патриотические клятвы на уроках, которые они вообще не собирались посещать.

В Чикаго эти опасения, высказываемые общественными активистами, освещение в новостях и отчет генерального инспектора Пентагона привели к тому, что в 2022-м школьный округ отказался от автоматического зачисления в JROTC сразу в нескольких средних школах, главным образом расположенных в бедных районах. Однако в других школьных округах, как выяснила «Нью-Йорк Таймс», действует практика отказа учащимся и родителям, выступающим против обязательного зачисления в военную программу.

«Если бы она действительно хотела стать военнослужащей, то проблемы не было бы», — рассказал Хулио Мехиа, отец школьницы из Форт-Майерса (Флорида). Он сообщил, что дочь попыталась уйти из класса JROTC в 2019 году, когда была первокурсницей и ей сразу же отказали. Отцу пришлось вмешаться, чтобы освободить дочь от военной программы.

«Ей не интересна военная карьера. Единственное слово, которое подходит к этой программе, это «принуждение»», — сообщил он.

Эффективный инструмент вербовки

Курсы JROTC, предлагающие подготовку по широкому кругу тем, включая лидерство, гражданские ценности, обращение с оружием и финансовую грамотность, предоставили американскому военному командованию ценную возможность взаимодействия с подростками в обстановке, когда Пентагон сталкивается с самыми серьезными сложностями вербовки новобранцев с окончания войны во Вьетнаме.

Чиновники Пентагона открыто обсуждают расширение финансирования программы, которая уже стоит $400 миллионов ежегодно и которая с 1970-х подорожала втрое. Она представляет собой эффективный способ привлечения большего числа молодых людей на военную службу. По словам командования американских ВС, 44% всех военнослужащих, вступивших в ряды армии США за последние годы, были выпускниками одного из школьных курсов JROTC.

Администрации средних школ, участвующих в пентагоновской программе, говорят, что ее курсы мотивируют учащихся, испытывающих жизненные трудности, учит самодисциплине непослушных и дает чувство товарищества тем, кто ощущает себя изолированным. JROTC нашла гостеприимное общество в сельской местности, где военные имеют глубокие корни, а также в городских центрах, где педагоги стараются отвлечь школьников от наркотиков и насилия, предлагая многообещающую армейскую карьеру или военную стипендию в колледж.

Военные чиновники указывают на исследования, демонстрирующие, что учащиеся из JROTC имеют более высокие показатели посещаемости и выпуска, они более дисциплинированы.

Но критики школьного проекта Пентагона продолжают утверждать, что милитаристские дисциплины программы делают упор на подчинение, а не на независимость и критическое мышление. В школьных учебниках JROTC зачастую фальсифицируются или преуменьшаются исторические провалы американских правительств. Кроме того, концентрация военной программы на школах с малообеспеченными и небелыми учащимися призвана ориентировать их на армейскую карьеру вместо того, чтобы поощрять перспективу обучения в колледже и получение гражданских профессий.

Денежная мотивация школьных округов

У администраций школ Америки есть финансовый стимул для вовлечения учащихся в программу Пентагона. Военные субсидируют зарплату инструкторов при условии поддержания определенного уровня набора, чтобы сохранить участие образовательного учреждения в программе. В американских штатах, где разрешено использовать JROTC в качестве альтернативы другим образовательным курсам, некоторые школьные округа предпочитают экономить деньги, чтобы, к примеру, не нанимать преподавателей физкультуры.

Коммандер Николь Швегман, пресс-секретарь Пентагона, в прошлом студентка JROTC, заявила, что, несмотря на выгоду вооруженных сил от программы ознакомления подростков с перспективой военной службы и ее применение в рамках образовательной подготовки будущих вооруженных сил, этот школьный курс не является инструментом вербовки и направлен на помощь подросткам стать более эффективными учениками и более ответственными взрослыми.

«В действительности речь идет об обучении детей служению обществу, их работе в команде», — отметила коммандер Швегман.

При этом она выразила обеспокоенность по поводу выводов «Нью-Йорк Таймс» о политике зачисления, заявив, что военные не требуют от средних школ делать JROTC обязательной и что школы не должны принуждать учащихся к поступлению в эту программу.

«Подобно тому, как армия США является полностью добровольческой, эта программа также должна быть добровольческой», — сказала она.

Не факультативная программа

Уильям Уайт, отставной армейский майор, который в течение многих лет был инструктором JROTC в школах трех штатов, рассказал, что во время преподавания во Флориде он обнаружил, что школьная администрация делала постоянный упор на сохранение высокого уровня зачисления, требуя от учащихся посещать занятия, даже если те категорически были против.

Он вспомнил двух учеников, у которых были религиозные возражения и которые жаловались ему на необходимость посещать занятия по военной подготовке.

Гражданские учителя особо отметили содержание учебников из программы JROTC. Редакция «Нью-Йорк Таймс» получила эти учебники и изучила их. В учебнике, ориентированном на подготовку к службе в ВМС, утверждалось, что военной победе США во Вьетнаме помешали ограничения в тактике, наложенные политическими лидерами страны. Однако эта ястребиная интерпретация не способна объяснить фундаментальную проблему, описанную во многих гражданских учебниках: отсутствие народной поддержки южновьетнамцев к их правительству, бывшему основным союзником Америки в той войне.

В учебнике Корпуса морской пехоты, описывающем «Дорогу слез» 1830-х (прим. Инфосми: принудительное выселение пяти индейских племен), не упоминается, что тысячи коренных американцев погибли в результате изгнания со своих юго-восточных земель.

В 2008-м родители школьников и ряд активистов Сан-Диего высказали опасения администрации школьного округа по поводу принудительного зачисления в JROTC и добились, как они полагали, чтобы округ гарантировал факультативность армейской программы.

Но согласно выполненному «Нью-Йорк Таймс» анализу данных, предоставленных школьным округом Сан-Диего, оказалось, что во многих школах уровень вовлечения в JROTC удивительно высокий: так 77% процентов старшеклассников-новичков записались в эту программу в 2021 году. В ответ на запрос редакции NYT по этому поводу представитель школьного округа заявила, что эти данные содержат «некоторые неточности», однако предоставить уточненные данные и давать дальнейшие комментарии она отказалась.

«Это почти то же самое, что пытаться убить вампира, — заявил Рик Джанкоу, выступающий против армейской вербовки школьников в округе Сан-Диего. — Вы думаете, что избавились от этого кошмара, а он возвращается вновь и вновь».