Французский аукционный дом рассказал о неожиданной схватке на торгах, в результате которой их эксперт потерял работу, а выставивший вазу на аукцион продавец остался «травмированным». Источник: The Guardian.
За 41 год торгов с молотка в своем аукционном доме, расположенном в двух шагах от королевского замка в Фонтенбло, Жан-Пьер Осена никогда не сталкивался с чем-либо подобным.
«Это какая-то сумасшедшая история», — заявил он. «Совершенно необычные торги».
Прежде всего, эта история обошлась одному из экспертов аукциониста его работы: после осмотра китайской вазы он объявил, что это обычное декоративное изделие не дороже 2000 евро. Однако эта ваза было продана за целых 8 миллионов евро, что превысило эстимейт эксперта в 4000 раз.
«Очевидно, мой бывший эксперт ошибся. Мнение одного человека против 300 заинтересованных участников аукциона из Китая не может быть правильным», — пояснил Осена. «Больше он у нас не работает, поскольку допустил серьезный просчет».
Обычная китайская ваза
Эта история необычного аукциона началась в начале 2022-го, когда проживающая за границей француженка решила распродать мебель и различные предметы из дома своей покойной матери в Бретани. Она доверила распродажу аукционному дому Жан-Пьера Осена (его фото выше). Вазу, принадлежавшую еще ее бабушке, тщательно упаковали, отправили в Париж и выставили на аукционе «мебели и произведений искусства» из 200 лотов, не стоивших дороже 8000 евро.
Еще в прошлую субботу (1 октября) ваза, выполненная в стиле тяньцюпин, что означает «небесный шар» – круглое основание и длинное горлышко – стояла на выставочном столе в аукционном зале Осена. В каталоге сосуд описывался так: «Лот 36 – большая ваза тяньцюпин из фарфора и полихромной эмали в бело-голубом стиле с шаровидным туловом и длинным цилиндрическим горлышком, украшенная девятью свирепыми драконами и облаками (имеется штамп на дне)». Ваза размером 54 на 40 см, как указывалось, находилась в «хорошем состоянии».
Ориентировочная цена в 1500-2000 евро отражала мнение эксперта о том, что это фарфор 20-го века, а не редкий древний артефакт.
Жан-Пьер Осена рассказал, что первые подозрения у него возникли, когда после публикации каталога будущих торгов в сети на Лот 36 за 15 дней до аукциона поступило порядка 300-400 заявок от покупателей.
«Они приходили со специальными лампами и увеличительными стеклами, чтобы посмотреть на вазу. Было очевидно, они что-то в ней видели», — заявил Жан-Пьер. «Начался какой-то шквал регистраций для участия в онлайн-аукционе, нам пришлось отменить его. В этот момент мы окончательно сообразили, что происходит что-то не запланированное».
Первоначально сотрудники аукционного дома связывали неожиданный интерес со страстью французско-китайского сообщества к искусству и истории Китая.
Столкнувшись с чрезмерным покупательским интересом, аукционисты решили запретить онлайн-ставки, и количество заинтересованных покупателей уменьшилось до 30 человек – половина присутствовала в аукционном зале, другая – участвовала по телефону. Каждый участник должен был внести депозит в размере 10 000 евро, чтобы быть допущенным к аукциону.
Сумасшедшие ставки
Вначале аукцион шел обычно, пока не появился Лот 36 и не начались бешеные торги. Жан-Пьер Осена лихорадочно отмечал новые предложения – 100 000, 200 000, 500 000 евро – и тут кто-то крикнул из зала – 2 миллиона. К тому времени, когда ставки достигли сумасшедших 5 миллионов евро, 10 покупателей все еще называли свою цену; на 7 миллионах евро осталось только два потенциальных покупателя.
Когда под аплодисменты зала молоток был наконец-то опущен третий раз, окончательная ставка достигла 7,7 млн евро. С учетом комиссий аукционного дома анонимный покупатель из Китая заплатит за вазу 9,12 млн евро.
Осена рассказал, что для женщины, переехавшей за границу 15 лет назад, непредвиденная удача с ценой продажи вазы обернулась в большей степени проблемами, потому что с настолько огромной суммой «ей будет трудно примириться».
«Эта ваза принадлежала нескольким поколениям ее семьи. Женщина-продавец призналась, что они ставили в нее цветы. Она прожила с рядом этой вазой 30 лет и никогда не думала, что она настолько дорогая», — пояснил он. «Она совершенно не в себе. Если бы ее лот был продан за 150 000 евро, это было бы неплохо для нее, но 7,7 млн евро – это совершенно другое. Теперь она боится, что ее найдут представители прессы. Женщина очень травмирована этой мыслью».
Известно, что покупатель сделал ставку по телефону и проживает в Китае. Было высказано предположение, что помимо вазы с изображением драконов и облаков, излюбленного мотива у восточноазиатских коллекционеров, некоторые смогли разглядеть печать Цяньлуна, китайского императора XVIII века, священной исторической фигуры для Китая.
Жан-Пьер Осена добавил, что уволенный им эксперт, имя которого он отказался называть, придерживается своей первоначальной оценки.
Седрик Лаборд, глава отдела азиатского искусства в аукционном доме, признался, что до сих пор не знает, был ли эксперт неправ. «Нам неизвестно, древняя ли эта ваза или нет, и почему ее купили по настолько высокой цене. Скорее всего, мы никогда этого не узнаем».
«Я думаю, что оценка соответствовала предположению эксперта. В Китае копирование чего-либо, например, вазы XVIII века – это особое искусство. По Лоту 36 у меня нет объяснения. За последние несколько лет на аукционах предметов из Азии уже случались неожиданные сюрпризы с ценой».
Глава аукционного дома Осена, предыдущая рекордная сумма торгов в котором была отмечена в 2007 году – сабля, бывшая у Наполеона Бонапарта в битве при Маренго в 1800 году, была продана за 4,8 млн евро – сказал, что верит в молоток аукциониста.
«Эксперт решил, что это копия ХХ века, в некотором роде ширпотреб, и поэтому оценку мы не изменили. Однако покупатели были убеждены, что это 18 век», — сказал он. «Я склонен доверять мнению покупателей. Эксперт сказал то, что сказал… но реальную цену способны определить лишь участники аукциона».