Это мировое соглашение стало кульминацией более чем 30-летней борьбы за возмещение ущерба коренному населению Аотеароа (прим. Инфосми: Новая Зеландия на языке маори). Источник: The Guardian.
Потребовались десятилетия борьбы ради возмещения ущерба, но племени маори все же удалось добиться долгожданных извинений от британской короны и многомиллионной компенсации за зверства, совершенные Великобританией, включая «неизбирательные» убийства и «массовое» отчуждение земель маорийских племен.
Редкая удача для островитян
В среду чартерный поезд проследовал по хребту новозеландского Северного острова, забрав с собой сотни членов племени Нгати-маниапото. Они пропутешествовали девять часов, пока не достигли Веллингтона, где на следующий день присоединились ко многим другим членам племени в публичной галерее парламента (на фото), чтобы лично засвидетельствовать, как законопроект об урегулировании претензий их племени стал законом.
Галерея «взорвалась» победными ваята (песня маори) и хака (церемониальный танец), когда Палата представителей единогласно проголосовала за принятие закона. Помимо извинений, иви (на маорийском – племя) из Вайкато, насчитывающий почти 46 000 членов, получило 177 миллионов новозеландских долларов в качестве финансового возмещения – пятая по величине сумма компенсации в Новой Зеландии – возвратила себе 36 объектов культурного значения.
После мероприятия Том Роа, иви кауматуа (старейшина племени) и ученый, заявил, что это решение стало «новой главой в книге истории» между племенами маори и британской короной.
«Этот закон обеспечит растущее единство иви с короной», — сообщил он представителям СМИ, но поспешил добавить, что то, что происходило ранее, «было действительно критическим для Нгати-маниапото».
Это урегулирование позволило решить 30-летний спор за возмещение ущерба, последовавшего после более чем 180-ти лет игнорирования британской короной своих обязанностей перед маори по договору Вайтанги (прим. Инфосми: Британия не ратифицировала этот договор).
Право коренных народов
Новая Зеландия утвердила процессуальные нормы, по которым местные коренные народы вправе добиваться возмещения ущерба за зверства, причиненные им в результате колонизации. Система урегулирования была организована в 1975-м, ее целью было исправление нарушений учредительного документа Новой Зеландии, подписанного в 1840 году между монархом Великобритании и вождями маори – договора Вайтанги. По состоянию на 2022-й утверждено 97 мировых актов, еще 73 вступили в законную силу. Осталось урегулировать еще 40 исков от других племен маори.
В бывших колониях, находящихся в различных частях планеты, многие коренные народы находятся в разгаре нового призыва к колонизаторам о выплате репараций за прошлые обиды, в том числе на Ямайке, в Штатах и других частях Карибского бассейна.
В 1840 году племя Нгати-маниапото было сильным и независимым, с расширяющимися торговыми связями между коренными жителями и увеличивающимся населением пакеха (новозеландских европейцев). Но в последующие десятилетия их племенные структуры были уничтожены, поскольку Британия конфисковала их земли, сильно недоплатила за купленные участки и лишила племена их образа жизни, принудительно заставив участвовать в общественных работах.
В мировом соглашении британская монархия признает, что в прошлом Англия без разбора убивала женщин и детей во время войн Уикато, а также грабила и уничтожала имущество племен без всякой причины. В нем говорится, что маори слишком долго страдали от «неадекватного здравоохранения, жилья и образования, а также от ограниченных возможностей трудоустройства».
Многие новозеландские министры и депутаты, в том числе те, кто был родом из племени Нгати-маниапото, были явно тронуты, когда законопроект стал законом. Министр иностранных дел Нанайя Махута (на фото), проводившая с Великобританией переговоры от имени племени, расплакалась, произнося свою речь.
«Этот момент, как я уже много раз признавала, был достигнут долгим и трудным путем», — сообщила она.
Махута поблагодарил всех приехавших в парламент и ставших свидетелями заявления британской короны, «чтобы через пять лет, когда мы проверим ход этого урегулирования, все узнали, принесло ли оно ожидаемые результаты».
«У меня большие надежды», — добавила она.
Нанайя Махута заявила, что гордится наследием, оставленным предыдущими поколениями ее племени, и пообещала не затягивать процесс компенсации, «потому что это наследие для наших детей, их детей и тех детей, которых мы никогда не узнаем, и все они будут гордо называться Нгати-маниапото».