Ученые надеются узнать больше о меняющемся климате у «самого одинокого дерева в мире»

Новозеландские исследователи считают, что ель, одиноко растущая на безлюдном острове, может многое рассказать о Южном океане, являющимся одним из основных поглотителей углерода на нашей планете. Источник: The Guardian.

Хотя это дерево считается «самым одиноким в мире», однако ситхинская ель, произрастающая на необитаемом острове Кэмпбелл, в последнее время находится в хорошей компании – вокруг него суетятся новозеландские исследователи, убежденные, что история этой ели позволит раскрыть секреты изменения климата.

Ветра и кустарники

Девятиметровая ель, согласно Книге рекордов Гиннеса, считается «самым одиноким деревом» на Земле. Она произрастает в одиночестве на кустарниковом, продуваемом всеми ветрами острове, расположенном в 700 км южнее Новой Зеландии и омываемом Южным океаном. На 222 км вокруг этой ели нет ни одного дерева, поскольку ближайшее произрастает на Оклендских островах.

Прежде «самым одиноким» считалась 300-летняя акация, росшая в нигерском Тенере, пустынном районе Сахары, пока в 1973-м ее не снес грузовиком пьяный ливиец.

В Новой Зеландии считают, что ситхинскую ель на о. Кэмпбелл посадил более 100 лет назад лорд Ранферли, в начале 1900-х бывший губернатором этой британской колонии. Отсюда происходит прозвище одинокой ели – «дерево Ранферли».

Ситхинская ель острова Кэмпбелл также классифицируется как инвазивный вид, и некоторые новозеландские ученые были бы рады его исчезновению. Но для доктора Джоселин Тернбулл, специалиста по радиоуглеродной науке в GNS Science, это дерево может стать ценным инструментом для понимания процессов поглощения атмосферного углекислого газа Южным океаном.

Усваивание «воздушного» углерода

«Из всего CO2, что мы производим при сжигании ископаемого топлива и который выбрасывается нами в атмосферу, в ней остается примерно половина этого выброса, а другая половина уходит в землю и океан, – сообщила Тернбулл. – Как оказалось, Южный океан – один из таких поглотителей углерода – поглотил около 10% всех выбросов, что мы произвели за последние полтора века».

Джоселин Тернбулл (на фото) сотрудничает с новозеландским проектом Deep South National Science Challenge, «Антарктической научной платформой» и Национальным институтом воды и атмосферы, чтобы понять, что происходит с углеродом после его поглощения Южным океаном.

Команды ученых задаются двумя основными вопросами. Первый: если углеродные поглотители однажды «заполнятся», вызовет ли это значительное ускорение глобального потепления? И второй: выяснив, как работает это поглощение, возможно ли помочь естественным поглотителям впитывать еще больше углерода ради замедления темпов глобального потепления?