По окончании очередных школьных каникул родители по всему миру говорят одно и то же: «Если бы мне давали монетку всякий раз, когда я слышу «мы уже приехали?», я был бы очень богат». Источник: The Convesation.
Психолог Рут Огден, читающая лекции в Ливерпульском университете Джона Мурса, хорошо знакома с этой проблемой. У нее трое маленьких детей, поэтому допрос спустя 30 минут от начала пятичасовой поездки всегда начинается в три голоса.
В ее семье в начале все довольно вежливо. «Мамочка, мы уже почти у цели?» – произносит один из трех, сползая с заднего сиденья. Но первоначальная вежливость быстро сменяется агрессивным перекрестным допросом, требующим немедленной информации, сколько еще осталось пути по сравнению с моментом прошлого ответа матери.
Огден пишет, что к концу каждой такой поездки она обещает себе никогда и никуда больше не брать детей. Но, в конце концов, почему же автомобильные путешествия кажутся детям мучительно длинными?
Дети чувствуют время иначе
Наше ощущение времени с возрастом меняется, что обычно выражается в ускорении течения времени по мере нашего взросления. Характерный признак этого ощущения: «Рождество с каждым годом приходит все быстрее».
Считается, что с увеличением возраста любой период времени становится все более уменьшающейся частью нашей жизни на текущий момент. Так, например, в семилетнем возрасте один год составляет 14,30% всей прошлой жизни, а в 70 – это всего 1,43% от прожитых лет. Таким образом, пятичасовая автомобильная поездка для пятилетнего покажется более долгой, чем для 50-летнего пассажира – просто потому, что она занимает значительную долю жизни пятилетнего ребенка.
Но этого мало. С возрастом нам становятся более понятны дистанции и география. Эти знания дают нам определенные маркеры и подсказки, используемые нами для понимания, какая часть поездки уже пройдена и сколько еще осталось проехать.
У взрослых также имеется доступ к навигатору, подсказывающему время прибытия и предупреждающему о возможных задержках. Детям эти знания не доступны, поэтому им приходится полагаться на ответы взрослых о времени поездки, чтобы оценить темп прохождения маршрута.
Отсутствие контроля над поездкой
Детская неуверенность, проявляющаяся в вопросах о продолжительности поездки, усугубляется отсутствием у них возможности контролировать это путешествие. Решения о выборе заправочной станции и маршрута поездки обычно принадлежат взрослым. Для ребенка это также способствует удлинению пути.
Дело в том, что чувство неизвестности в отношении дальнейшего развития событий – когда и что произойдет – замедляет восприятие времени. Став взрослыми, многие из нас уже имеют значительный опыт в этом вопросе.
Вспомните, когда в последний раз ваш поезд по неясным причинам останавливался, почти доехав до нужной вам станции. Когда завершив полет, вы находитесь в зоне выдачи багажа, там ничего не происходит и лишь мигает табличка «подождите». Можно поспорить, что ни одна из таких задержек не пролетела для вас быстро, и что сведения по ситуации от машиниста поезда, либо от персонала аэропорта в такие моменты были бы очень кстати. Неизвестность и отсутствие контроля заставляют подобные события длиться дольше.
При неопределенности со сроками мониторинг времени становится приоритетом. Диапазон когнитивных способностей у людей ограничен, они неспособны постоянно обращать внимание на все происходящее. Именно поэтому мы расставляем для себя приоритеты в отношении информации, которую следует обрабатывать в данных обстоятельствах.
Если временные сроки становятся неопределенными, наше внимание к ним понижается, приводя к ощущению, что время стало течь значительно медленнее. Обычно дети за временем не следят, но в дороге, где нет возможности отвлечься на что-либо, они сосредоточатся именно на времени.
Почему дети не любят поездки
Время нахождения в движущейся машине для детей слишком тянется попросту потому, что им совершенно нечего делать, кроме как следить за сменяющимся за окном ландшафтом. Для детей это становится испытанием скукой, тогда как их родители, сидящие впереди, наслаждаются редкой возможностью поразмыслить.
Детское стремление к стимуляции внимания и развлечениям означает, что скука в дороге наступает у них быстро, и это эмоциональное состояние еще больше замедляет ход времени. Подобно неуверенности со временем ожидаемых событий, наш уровень скуки влияет на восприятие времени, подталкивая к выделению этому большего внимания.
Когда нам скучно, то начинается постоянное наблюдение за ходом времени, ползущим так медленно. И наоборот, занимаясь интересным делом, мы практически не уделяем времени своего внимания, поскольку наши когнитивные способности сосредотачиваются на других вещах. Поэтому в часы веселья время всегда летит незаметно.
Так как же родителям готовиться к долгой поездке? Многие, готовясь к большому отпуску, спешат запастись играми и закусками, чтобы обеспечить постоянный поток развлечений своим непоседливым детям.
Однако Рут Огден призывает здесь к осторожности. Даже если родителям удастся снизить частоту вопросов «мы уже приехали?», возможно увеличение риска нового заявления: «Меня тошнит!»
Многолетний опыт психолога Огден показывает, что оказаться под потоком рвоты ребенка означает резкое удлинение продолжительности путешествия.