Генри Сардарян о кризисе в США и отношении к России

Приглашенный эксперт программы «Вечер» с Владимиром Соловьевым – Генри Сардарян – декан Факультета управления и политики МГИМО, доктор политических наук, член Общественной палаты РФ, представитель РФ в комитете ООН по госуправлению.

Генри Тигранович высказал ряд тезисов в области актуальных взаимоотношений России и Запада:

  • Запад рассматривал Россию, как капитулировавшее государство, поэтому наше следование собственным интересам вызывало серьезное противостояние.
  • Кризис трансцендентности в политико-культурном пространстве западных стран приводит к отсутствию подлинной свободы.
  • Россия противостоит сегодня десяткам государств Запада, но от этого ее победа будет только значимее.
  • Сегодня идет борьба на выживание русской культуры, русского языка и русских как народа.

Россия для США – проигравшая страна

Генри Сардарян начал с обращения к недавнему выступлению генерала армии США Марка Милли. Эксперт остановился на одном слове, которое Милли использовал в своем выступлении, но это слово настолько много значит в понимании сути нынешнего противостояния, что политолог не смог пройти мимо. Это слово «реваншистские».  Генерал назвал Россию реваншистским государством. Надо понимать, что реваншистской может быть только та страна, которая проиграла.  Выигравшая страна по определению не может быть реваншистской. И, по мнению, Сардаряна, это важнейшая характеристика, через призму которой нас воспринимают Соединенные Штаты Америки. Россия в ее нынешних границах,  с ее нынешним флагом, гербом, населением, с ее политическим устройством и ее вооруженными силами для США является проигравшей страной. Нас воспринимают именно так, поэтому для наших противников ненормально, что Россия может претендовать на какую-то роль в мировом политическом устройстве, что Россия может перечить, может возражать и делать по-своему. Политолог подчеркнул, что это чрезвычайно важно понимать, в первую очередь нам самим.

Отношение к России, ее восприятие Западом заключается в следующем.

Нам достаточно долго рассказывали, что Россия, возникшая на обломках Советского Союза, это не результат поражения нашей страны, а это наше добровольное согласие вступить в так называемый цивилизованный мир, что нас все готовы были обнять и вместе с нами за руку строить прекрасный мир будущего. А сейчас мы, которых все так «любили», перечеркнули все хорошее отношение и стали вести себя так, что выпали из этого якобы цивилизованного мира.

Но реалии совершенно не таковы. От нас фактически ждали капитуляции. А  мы вдруг позволили себе говорить и действовать так, как подобает нашей стране исторически. Именно отсюда идут корни глобального противостояния с нами западного мира. И ключевым моментом является именно отношение к нам как к проигравшим.  Мы можем быть не согласны с тем, что проиграли, но нас воспринимают именно так. При этом, Сардарян отметил и с этим нельзя не согласиться, что к разным проигравшим странам относились и относятся по-разному. К Германии было одно отношение, к нам другое. И тому есть обоснование – основная задача выкачать из России все, что возможно, максимально подвести к тому, чтобы территория России распалась по тем национально-территориальным образованиям, которые были созданы в начале 20-го века, и на этом с нашей страной было бы покончено. Почему так? Почему к нам не то же отношение, что к Германии или Японии? Потому что мы цивилизационно являемся оппонентами и конкурентами. Выстраивать с нами отношения, даже как с неким полувассальным государством, и делать все для того, чтобы мы могли встать на ноги и развиваться, никакой заинтересованности у западной стороны не было и нет – считает Генри Сардарян. 

Антироссийская пропаганда

Пропаганда подобного отношения к России проявляется сегодня во всем. Сардарян привел в качестве примера важнейшее событие недели – освобождение Азовстали. Первая реакция, которая возникает в подобных ситуациях у каждого нормального человека – это радость и гордость за наши вооруженные силы. Но здесь же появляется и абсолютно шоковое состояние. Когда видишь людей, которых вывели оттуда и слышишь, что они говорят. Это абсолютно русские люди, которые говорят на русском языке, но их действительно убедили в том, что они являются антироссийским, антирусским элементом. Они абсолютно убеждены в собственной правоте. Политолог высказал мнение о том, что нет как таковой украинской стороны, это русская сторона, которую убедили в том, что она украинская.  Это показывает, насколько важна идеология.

Кризис свободы в США

Сегодня политологам сложно предсказать, какие социальные группы, за какие партии будут голосовать в США. Это обусловлено тем, что традиционное распределение этих групп интересов сегодня не совсем актуально. Политолог уверен, что в США на сегодняшний день происходит глубокий кризис метафизики в идеологической системе.

Есть такая политико-философская школа неореспубликанизма, которая объясняет для чего нужна республика, ее философские основания. По мнению Генри Сардаряна, представители этой школы совершают одну очень важную ошибку, зашитую в либеральном понимании государства. Они, как и все республиканцы, уделяют большое внимание понятию свободы и убеждены, что это центральное явление современной республики. Приводят в пример хозяина и раба. Если хозяин добр к своему рабу, если он его не бьет, кормит, дает ему уйти домой, когда тот захочет, это не значит, что раб свободен, поскольку у хозяина  сохраняется право на произвол в отношении раба. И до тех пор, пока государство не заберет это право на произвол у хозяина, второй человек будет оставаться рабом. Главная задача республики – обеспечение отсутствия произвола. Однако, как считает Генри Сардарян, это противоречиво с той точки зрения, что если над государством нет более масштабных истин, то право хозяина над рабом от человека просто передается государству. Это именно то, что происходит сейчас в США. Если государство не ограничено метафизическим истинами, которые значительно шире и глубже, чем воля действующего на данный момент законодателя или политической партии, то формируется не рабство одного человека перед другим, а рабство обоих перед государством.  В случае Запада христианская культура не является ничем большим, чем просто субкультура, для них это что-то рядоположенное с готами, панками, это некое увлечение, то есть человек может вышивать, может рисовать, а может быть христианином. Если таким образом относится к системообразующим ценностям, то возникает подобный кризис.

С нашими оппонентами происходит абсолютное расчеловечивание, абсолютный отход от тех норм морали и нравственности, которые могли бы служить общей платформой для нашего диалога.

Сегодня Запад пытается выжигать Россию своим отношением. Мы можем представить, что в какой-то момент закончится спецоперация, и даже начнут обсуждать снятие каких-то санкций. Но население России не забудет отношения  к нашей культуре, к нашей истории и ко всему, что связано с тем, чтобы быть русскими.

Украинское руководство в своих выступлениях ставит главной задачей сделать так, чтобы на Донбассе было вычеркнуто слово русский. Это значит, что там не должно быть такого населения, что там не должно быть носителей этой культуры, этого языка. Это борьба на выживание. И в этой борьбе Россия вместе с Беларусью противостоит нескольким десяткам западных государств, и от этого победа России и ее высокие достижения будут еще более значимыми, потому что некому будет приписать этот успех себе, как это было неоднократно ранее.