NYT: вокруг популярного японского телешоу «Мое первое поручение» разгораются споры

Это телешоу, недавно добавленное в Netflix, является отражением японской культуры воспитания, рассматривающей самостоятельность маленьких детей как ключевой показатель их развития.

Трехлетняя Юка (на скриншоте) спускается с края тротуара на пешеходный переход, разделяющий четырехполосную улицу. «Даже если светофор горит зеленым», — сообщает закадровый комментатор, — «Она все еще смотрит, не едут ли машины!».

Так начинается типичная серия реалити-шоу «Моего первого поручения» (другое название «Я достаточно взрослый»), транслируемого Netflix с конца марта. Для американских зрителей это новый проект, однако в японском эфире это телешоу идет уже более 30 лет.

Популярность программы в Японии является отражением высокого уровня общественной безопасности страны, а также особой культуры воспитания, в которой независимость маленьких детей традиционно считается ключевым показателем их развития.

«Это типичный способ воспитания детей в Японии и символ нашего культурного подхода, который может шокировать граждан других стран», — заметил Тосиюки Шиоми, эксперт по развитию детей из Токийского университета.

Маленькие и милые

«Мое первое поручение» идет на Nippon TV. Идея телешоу основывается на детской книге Йорико Цуцуи, вышедшей в 1977 году, в которой рассказывается история матери, отправляющей 5-летнюю дочь за молоком для младшего брата.

Когда дети перемещаются по пешеходным переходам и более оживленным общественным местам, заполненным взрослыми, закадровый голос описывает их постепенный прогресс в захватывающем дух тоне, как будто комментирует спортивную игру. Маленькие дети часто вступают в разговоры с незнакомыми людьми, встречающимися по пути.

«Мама сказала, что я пойду сегодня в магазины вместо нее», — объясняет 3-летняя Юка бакалейщику из прибрежного города Акаши, покупая лапшу удон для семейного обеда.

«Правда?» — удивляется бакалейщик. «Какая умная девочка!».

Часто исполнение поручений идет не так. Например, Юка ненадолго забывает купить тэмпуру, а другая 3-летняя девочка вообще забывает о том, что ей нужно сделать, потому что слишком занята разговором сама с собой. В других эпизодах дети бросают поручение (живая рыба, в одном случае) или отказываются выходить из дома.

Когда Ао, 2-летнему мальчику, его отец, работающий шеф-поваром суши, поручает отнести в соседнюю прачечную белый костюм повара, испачканный соевым соусом, мальчик отказывается.

«Я не могу этого сделать», — сообщает Ао своему отцу, стоя возле семейного дома и держав руках грязную белую одежду в пластиковом пакете.

В конце концов, мать Ао уговаривает его пойти, помаслив его сладостью. «Это больно, верно?» — говорит отец-повар жене, когда их ребенок идет по дороге один. «Это разбивает мне сердце».

«Ты слишком мягок с ним», — отвечает супруга.

Обряд исполнения поручений

Профессор Шиоми говорит, что родители-японцы пытаются привить своим детям особый вид самодостаточности. «В японской культуре независимость не означает споры с другими или самовыражение», — объясняет он. «Это означает подключение к повседневным семейным работам, таким как приготовление пищи, выполнение родительских поручений и приветствие других».

Он отметил, что в японских школах дети обычно убирают классные комнаты. А дома родители даже маленьким детям дают плату за их работу и надеются, что те помогут приготовить еду и выполнить другие задачи.

В известном примере этой культуры принцесса Айко, член японской королевской семьи, в начале 2000-х годов всегда ходила в начальную школу одна (в процессе ежедневных путешествий ее дистанционно охраняла полиция Императорского дома).

Территория споров

До того, как Netflix приобрел «Мое первое поручение», телешоу было адаптировано для показа в Великобритании, Китае, Италии, Сингапуре и Вьетнаме.

У этого телешоу в Японии имеются критики. Их основные аргументы заключаются в том, что родительские поручения для маленьких детей по существу равносильны принуждению или что данное шоу может побудить родителей подвергнуть своих детей опасности.

Насильственные преступления редки в Японии. Тем не менее, некоторые местные эксперты утверждают, что обобщенная статистика изображает картину общественной безопасности, вводящую в заблуждение. Они отмечают, что недавние исследования японского Минюста показали, что уровень преступности в Японии, особенно сексуальных преступлений, как правило, существенно выше, чем количество заявлений, поступающих в местные управления полиции.

«Это ужасное шоу!» — считает Нобуо Комия, криминолог из Токийского университета, консультирующий муниципалитеты по всей Японии в вопросах общественной безопасности.

«Телесети уже много лет транслируют эту передачу, и она достаточно популярна», — добавил он. «Но в реальности Япония полна опасностей. Популярный миф о безопасности в стране сфабрикован СМИ».

Даже сторонники телешоу признают, что «Мое первое поручение» было создано для более ранней эпохи, когда поведение маленьких детей регулировалось другими социальными нормами.

Сегодня в Японии все чаще обсуждается вопрос о том, является ли принуждение маленьких детей к выполнению домашних поручений таким же хорошим для их развития, как это предполагалось в прошлом, пояснил Шиоми. И многие родители больше не принимают общественную безопасность как должное.

«Однажды я сам отправил свою 4-летнюю дочь в овощной магазин», — заявил он. «Она смогла добраться туда, но не запомнила обратного пути, потому что у нее не было четкой картины обратного маршрута. Владельцу магазина пришлось привести ее домой».