Мнение британского эксперта: я больше не считаю, что нам удастся ликвидировать COVID

Эндрю Ли, английский специалист общественного здравоохранения, считает, что предпринимаемые меры для полной ликвидации COVID-19 теперь уже бесполезны. Пандемия слишком разрослась и полностью уничтожить вирус, скорее всего, не удастся. Источник: The Conversation.

Во всем мире странам необходимо найти баланс между новыми случаями ковида и общими ограничениями. В Великобритании и Штатах ежедневно регистрируются тысячи новых случаев, но ограничения и ограничения снимаются. Напротив, Новая Зеландия предприняла кратковременную полную изоляцию, чтобы сдержать коронавирус после нескольких выявленных случаев.

В течение последних 20 месяцев Новая Зеландия, Австралия и несколько других стран Восточной Азии проводили жесткую политику, направленную на полное искоренение ковида. Отличительными чертами подобного подхода являются строгий пограничный контроль и карантинные меры, а также введение локдауна при выявлении нескольких случаев заболевания.

До сих пор это помогало минимизировать количество инфицированных и смертей от коронавируса. При этом страны, внедряющие глобальный карантин в рамках программы «нулевой ковид», испытывали менее серьезные экономические проблемы, чем государства, отказавшиеся от локдауна. Новозеландские власти заявили, что намерены продолжить стратегию полного уничтожения COVID-19 на неопределенный срок. Однако эта стратегия более себя не оправдывает, поскольку масштабы пандемии слишком увеличились.

 

Национальные локдауны почти бесполезны

Во многих странах сейчас наблюдается высокий уровень циркуляции вируса и они не стремятся его снизить. Поэтому маловероятно, что страны с небольшим количеством инфицированных, такие как Новая Зеландия или Австралия, смогут сдерживать COVID-19 в течение неопределенного срока в мире, где вирус циркулирует свободно.

Всегда будет риск завоза ковида зараженными путешественниками из других регионов. В глобализованном мире изоляция одного государства от остальных в долгосрочной перспективе окажется слишком дорогостоящей и непопулярной у населения. К тому же она требует определенной доли удачи. Вьетнам, Таиланд и Южная Корея, не так давно считавшиеся достигшими «нулевого ковида», все равно получили импортированный вирус, несмотря на различные меры пограничного контроля.

Тот факт, что вирус быстро мутирует, также объясняет, почему странам стало труднее сдерживать его. Сейчас ковид умеет лучше распространяться среди людей. Уже «альфа»-штамм был на 50-100% более эффективен при передаче, чем исходный вирус 2019 года. А штамм «дельта» примерно на 50% более распространен, чем альфа. Чем более заразным становится новая версия коронавируса, тем больше приходится делать для ее подавления.

Есть и другие факторы, которые следует учитывать. Известно, что ковид способен поражать как домашних, так и диких животных. Если люди передадут вирус животным, то образуются новые резервуары для него и ковид потенциально сможет возвращаться в общество людей снова и снова.

Кроме того, у большинства людей инфекция протекает бессимптомно. И поскольку коронавирус трудно обнаружить на ранней стадии, он будет распространяться. Оба фактора повышают вероятность повторного внедрения COVID-19 в любой момент, если только высокие уровни ограничений в странах с «нулевым ковидом» не будут сохранены на постоянной основе.

Но как долго люди выдержат такую стратегию? Австралийцы уже вымотаны повторяющимися циклами локдаунов, тем более, что вирус всякий раз возвращается. В результате доверие к правительственным мерам борьбы с COVID-19 ослабевает, а стресс нарастает.

Роль вакцин

В отношении политики локдаунов, проводимой в Австралии и Новой Зеландии, важным противовесом служит то, что в этих странах по-прежнему низкий охват вакцинацией. В результате малейшее ослабление текущей антиковидной политики приводит к быстрому распространению вируса с массовыми заражениями и смертями, которых можно было бы избежать.

Хотя политика «нулевого ковида» обходится дорого, годы пандемии научили нас тому, что в краткосрочной перспективе строгий локдаун причиняет наименьший ущерб общественному здоровью и благосостоянию. Поэтому странам с низким уровнем инфицирования и низким охватом вакцинацией лучше продолжить политику локдаунов.

Вирус еще не занял свою экологическую нишу и неясно, какого поведения в будущем ожидать от него. Есть несколько возможных результатов развития событий и они зависят от того, в какой степени вакцины смогут защитить людей от заражения вирусом и последующего его распространения, а не просто обеспечить защиту от тяжелой формы заболевания.

Если вакцины достаточно хорошо защитят от инфекции и будет вакцинировано достаточное количество населения, то количество случаев заболевания должно снизиться до низкого уровня. Только путем иммунизации можно будет добиться искоренения COVID-19 во многих странах мира, как когда-то была побеждена корь. Разумеется, будут риски реинтродукции вируса из районов, где число случаев заболевания выше, а также вирус сохраниться в непривитых группах людей – именно так сегодня ведет себя корь.

Однако неизвестно, как долго длится вакцинационная защита, а существующая несправедливость в глобальном распределении вакцин является серьезным препятствием для широкомасштабного подавления COVID-19. Эксперты сферы общественного здравоохранения все чаще считают, что достигнуть иммунитета на уровне населения в настоящее время невозможно.

Другая возможная версия будущего пандемии базируется на том, что вакцины могут не справиться с блокировкой распространения инфекции. При этом сценарии ковид продолжит циркулировать в человеческом обществе, но тяжелых случаев болезни, количества госпитализаций и смертей будет меньше. Будут периодические вспышки, вероятнее всего, носящие сезонный характер. Тогда основное внимание служб здравоохранения будет уделяться защите уязвимых лиц путем их иммунизации.