Обозреватель The National Interest Ронни Сасмита проанализировал трудовые перспективы Китая. В КНР численность китайцев возрастом старше 65 лет удвоится в течение следующих двух десятилетий. Это значительно сократит количество работоспособных граждан и сделает Китай крупнейшим в мире «обществом стариков».
Результаты переписи населения Китая, опубликованные в мае 2020 г., показали, что демографическая ситуация в этой стране уже вызывает беспокойство. Рост населения за предыдущее десятилетие является самым медленным в истории КНР. Доля населения в возрасте более 60 лет возросла почти до 1/5 в общей численности населения. Правительство Китая прогнозирует, что к 2050 г. в стране пожилые и несовершеннолетние составят около 1/3 населения.
Проблема Китая заключается в старении населения, что приведет к сокращению доли работоспособных граждан. Другими словами, экономику КНР ожидает ряд проблем из-за растущего числа пожилых жителей, которые менее продуктивны и создают нагрузку на системы национального здравоохранения и пенсионного обеспечения.
Из-за стареющего населения экономика Китая может и не догнать Соединенные Штаты к 2050 году. Так считает, в частности, директор Capital Economics Марк Уильямс, отметивший, что с этими демографическими фактами «экономика Китая, скорее всего, никогда не вырастет [настолько], чтобы превзойти Америку».
В 2020 г. уровень рождаемости в Китае упал на 20%, по сравнению с предыдущим десятилетием, составив всего 12 млн человек. Это самый низкий показатель рождаемости с 1961 года. Тогда премьер-министр Китая Ли Кэцян напомнил китайским лидерам, что китайская компартия обязана пересмотреть свою политику по народонаселению, поскольку ее прежний порядок становится серьезным обременением экономики.
Политика одного ребенка была введена китайским правительством в конце 1979 года, вскоре после смерти Мао Цзэдуна. В начале 2016 г. она была пересмотрена пришедшим к власти Си Цзиньпинем, разрешившим до двух детей на семью. А сейчас Пекин разрешил семьям заводить троих детей.
Однако нынешнее молодое поколение китайцев страдает «синдромом 996», работая с 9 утра до 9 вечера, шесть дней в неделю. Из-за этого молодые семейные пары кардинально меняют образ жизни, по сравнению с их родителями. В среднем молодая китайская семья предпочитает заводить лишь одного ребенка, но и в этой ситуации средний возраст, в котором китайцы вступают в брак, близится к тридцати годам.
Автоматизация и роботизация
Си Цзиньпин и китайская компартия очень хорошо понимают эту проблему и, похоже, имеют разумное решение: автоматизация. Сегодня Китай превращается в мощную высокотехнологичную страну. Более 60% производимой в мире робототехники приходится на Китай. С экономической точки зрения, технологии обычно обеспечивают большую ценность для увеличения и даже умножения производительности и снижают бремя роста затрат на рабочую силу. Отмечается еще один результат автоматизации Китая – массовая урбанизация, привлекающая сельское население в индустриальные городские районы, из-за чего затраты на рабочую силу значительно возросли.
Однако не все производственные и сервисные линии возможно автоматизировать. В эпоху высоких технологий политика автоматизации приводит к все более жесткой специализации профессий, требуя более высокого уровня квалификации от специалистов.
Персонал с таким опытом действительно необходим. Но способен ли Китай его подготовить? Китай по-прежнему уступает Соединенным Штатам по процентной доле населения с высшим образованием, около 19%, по сравнению со Штатами, где этот показатель превышает 24%. Другими словами, автоматизация должна подкрепляться соответствующей политикой человеческого развития, чтобы максимально использовать производительную рабочую силу.
Но равенство, которое должна обеспечить автоматизация, по заявлениям компартии Китая, этого достичь будет нелегко. Наоборот, автоматизация обычно увеличивает экономическую дистанцию между слоями населения. Посмотрите, как высокотехнологичные конгломераты США доминируют в «экономическом пироге» страны, что лишь усугубляет неравенство доходов населения.
Другими словами, Китаю следует разрабатывать различные стратегии, чтобы доходы распределялись должным образом, улучшая при этом качество управления своей системой здравоохранения и пенсионным фондом. В противном случае контур национального дохода Китая будет похож на Соединенные Штаты. И если это произойдет, Китай, привыкший к коммунизму, отреагирует иначе, чем американское общество.
Пример Японии
Происходящее в Китае уже испытала на себе Япония в 1970–1990 гг. В начале 1990-х, когда Дональд Трамп впервые заявил намерение стать президентом, целью его гневных тирад была Япония. «Мы должны сражаться с Японией», — заявлял он тогда и был прав. В 90-х импортируемые из Японии товары наводнили США и серьезно ударили по американскому промышленному порядку более дешевыми автомобилями и более привлекательными телевизорами.
Японские компании даже начали захватывать рынок недвижимости в Штатах. Но что случилось потом? Переломным моментом стал дефолт Mitsubishi в 1995 г. – компании, купившей в 1989 г. небоскреб Рокфеллер-центра за $ 1,4 млрд, ставшей крупнейшей сделкой того времени. Но уже в 1996 г. консорциум Рокфеллера и Goldman Sachs выкупили Рокфеллер-центр обратно. Именно тогда мир осознал, что японская экономика перестала расти и остывает. Население Японии стареет, ее финансовая система страдает от болезни, которая породила несколько «зомби-банков», а доходность ее промышленности стабильно падает.
Перспективы
Сможет ли Китай превзойти США в экономическом отношении? Или его экономический рост постепенно замедлится, так и не выведя население страны из ловушки среднего дохода? Или Китай одновременно разбогатеет и состарится? Многие экономические интеллектуалы считают, что Китай испытает третий вариант – богатеть и стареть одновременно. Вероятно, Китай будет похож на Японию, погрузившуюся в фазу замедления, так и не сумев обогнать США, но оставаясь богатой и процветающей.
Сейчас по ВВП Китай уже обогнал экономику США. Однако доходы на душу населения в Китае в четыре раза ниже, чем в США. Другими словами, Китай еще не достиг уровня Советского Союза перед его распадом, когда подушный доход советских граждан составлял 1/3 американского. Куда пойдет Китай дальше, неизвестно.