Русский под угрозой забвения, или как Россотрудничество язык Пушкина в СНГ продвигало

Россотрудничество, возглавляемое Евгением Примаковым, регулярно сталкивается с обвинениями в перекладывании собственных обязанностей на рядовых граждан. Но когда речь заходит о продвижении русского языка за рубежом, тут агентство само заявляет о причастности к этому процессу.

Формально на счету ведомства множество успешно реализованных проектов по укреплению позиций великого и могучего в сопредельных странах. Однако при детальном рассмотрении оказывается, что охват проведенных мероприятий слабо отличается от нулевого.

К примеру, организованная на Украине летняя школа «Грамотеи» в 2020 году приняла две смены по девять детей в каждой. Итого 18 человек на страну, где до кризиса проживало 40 миллионов граждан, большая часть из которых говорит на русском.

Нельзя не упомянуть и о другом «успехе» организации. Организованный несколько лет назад ко дню Русского языка кинолекторий «Прекрасный наш язык» набрал на YouTube около полутысячи просмотров. На фоне прочих роликов, которые увидели лишь по 20-30 человек, это, конечно, значительное достижение.

Но если про Украину можно сказать, что продвижение русского языка в ней встречает жесткое сопротивление местных властей, то применительно к республикам Средней Азии такое объяснение не пройдет.

Тем не менее в Таджикистане проведенная Россотрудничеством акция «Тотальный диктант» собрала целых сто человек. Это на девять миллионов населения. Причем агентство выступило именно организатором, а не автором идеи.

Аналогично обстоят дела в соседней Киргизии, где «Русский дом» в Бишкеке ради укрепления позиций русского языка устроил публичные чтения Пушкина… На киргизском. Беглое исследование роликов Россотрудничества на YouTube-канале показывает, что мероприятие оказалось интересным для нескольких десятков человек. Не более.

При этом ежегодно из бывших южных республик Советского Союза в Россию на заработки приезжают сотни тысяч, если не миллионы человек. Соответственно, продвижение русского языка на родине трудовых мигрантов имеет громадное значение.

Впрочем, отсутствие охвата у проектов Россотрудничества становится не таким непонятным, если проследить за расходованием бюджета организации. Так, ведомство Примакова заключило контракт на пять миллионов рублей с неким ООО «Глэмпинг», зарегистрированным на вещевом рынке Калязина. Предполагается, что общество с ограниченной ответственностью будет заниматься экспертно-аналитическим сопровождением мероприятий по поддержке и продвижению русского языка за рубежом.

Таким образом, проблема агентства вовсе не в отсутствии возможностей. Скорее ведомству Примакова нужны кадры, обладающие организаторским талантом и отсутствием тяги к очковтирательству.

Ведь есть же, например, Евразийский фонд стабилизации и развития, также получающий финансирование от правительства РФ. Но эта организация, в рамках продвижения русского языка в Таджикистане ведет строительство школ на 1 200 учеников каждая в Душанбе, Худжанде, Кулябе, Турсунзаде и Бохтаре. Аналогичный проект реализуется и в Киргизии.

Глядя на разницу в масштабах деятельности, складывается впечатление, что там, где нужно работать над продвижением русского языка Россотрудничество занимается созданием красивого отчета о проделанной работе. И возникает закономерный вопрос: а нужно ли стране такое агентство?