Японские власти запретили доступ в страну всемирно известному мавританскому писателю, ранее 14 лет содержавшемуся Соединенными Штатами без предъявления обвинения на кубинской базе Гуантанамо. Это уже второй отказ после попытки Мохаммеда Слахи (на фото) добиться визы в 2020-м. Источник: The Mainichi.
53-летний автор мемуаров-бестселлера, написавший их за годы заключения, планировал посетить Японию в марте, чтобы прочитать лекцию. В японском МИДе заявили об уверенности в том, что Слахи не соответствует требованиям для получения визы, однако отказались сообщить какие-либо подробности о своем решении.
Шиничи Исидзука, почетный профессор Университета Рюкоку и директор организации «Будущее уголовного правосудия», пытавшийся организовать лекцию Слахи, поставил под сомнение это решение МИДа, заявив: «Почему именно Япония не выдает визу, если он может свободно посещать Великобританию и Францию?»
Бывший узник Гуантанамо выразил шок и разочарование по поводу нового отказа в визе, сообщив: «Я считал, что Япония – свободная, демократическая и миролюбивая страна».
Путь писателя-марокканца
В начале 1990-х Мохаммед Слахи прошел боевую подготовку в Афганистане на базе исламистской экстремистской группировки «Аль-Каида» (запрещена в РФ), которая в то время получала поддержку от ЦРУ. Но вскоре Слахи, по его словам, разорвал связи с этой группировкой.
Тем не менее, в ноябре 2001 года он был задержан в Мавритании, спустя два месяца после терактов 9/11, поскольку в ЦРУ его подозревали в связях с исламистами. Затем в августе 2002-го его перевели в Гуантанамо после необъяснимой процедуры выдачи.
Слахи признался в связях с «Аль-Каидой» (запрещена в РФ) после серии пыток, но федеральный суд США принял решение о его освобождении, посчитав, что признания были сделаны под принуждением.
В конце концов Вашингтон принял решение, что недавний узник более не представляет угрозы Америке, и 17 октября 2016 года его отпустили в Мавританию.
За время заключения Слахи освоил английский язык и написал мемуары, в январе 2015 года опубликованные под названием «Дневник Гуантанамо» и впоследствии переведенные более чем на 20 языков, включая японский. В 2021-м по его книге вышла биографическая кинодрама «Мавританец» с Джоди Фостер и Бендиктом Камбербэтчем.
Проживая в Нидерландах с 2021 года, Мохаммед Слахи регулярно получает награды разных стран и участвует в симпозиумах по защите прав человека по всей Европе.
В 2020-м, во время прошлой попытки посетить Японию, он планировал поговорить о том, «как построить мир за пределами религии и национальной позиции в мировом обществе, где конфликты продолжаются с неутихающей силой».
Японские власти обычно отказывают в визах людям с судимостью, отбывших тюремное заключение сроком более года, либо если чиновники считают заявителя представляющим угрозу интересам страны или общественному благосостоянию.
Профессор Исидзука считает, что Токио предпочитает «клеймить террористом» Слахи, проявляя уважение к Соединенным Штатам.
Несмотря на то, что в застенках Гуантанамо когда-то содержалось порядка 780 заключенных, большинству которых никаких обвинений предъявлено в результате не было, их втихомолку репатриировали в страну происхождения или в какое-то третье государство.