The Mainichi: инцидент в Газе ставит Японию перед сложной внешнеполитической дилеммой

Токио оказался в трудном дипломатическом положении, поскольку Израиль продолжает антитеррористические нападения на сектор Газа и число мирных жертв растет с каждым днем. Однако Япония не может выступить против Израиля даже в поддержку целей гуманизма, поскольку Вашингтон безусловно поддерживает Израиль.

На экстренном заседании ооновской Генассамблеи 27 октября 121 страна проголосовала за предложенную Иорданией резолюцию, осуждающую «все акты насилия» с обеих сторон и требующую «гуманитарного перемирия». Четырнадцать стран, включая США и Израиль, проголосовали против этой резолюции, а Япония, Германия и еще 42 страны воздержались.

«Мы предпочли воздержаться, поскольку в резолюции [Иордании] в целом не хватало баланса, например, в ней не осуждались террористические атаки ХАМАС или ситуация с заложниками, которые стали прямыми причинами, способствующими обострению конфликта», — заявил японский премьер Фумио Кисида (на изображении выше) во время выступления 31 октября в Палате представителей на заседании комитета страны по бюджету.

Отсутствие возможностей политического лавирования

Депутат Эри Токунага (на фото) от Демократической партии Японии (оппозиция текущему правительству), раскритиковала Кисиду во время заседания комитета верхней палаты, заявив: «Нападения Израиля на Газу также являются явным нарушением международного права. Мы должны были проголосовать за резолюцию, будучи пацифистской нацией».

Кисида ответил: «Многие другие страны, включая Великобританию, Австралию, Южную Корею и Индию, также предпочли воздержаться от иорданской резолюции и проголосовать за канадскую поправку». Однако высокопоставленный представитель японского МИД позже заявил «Майнити симбун»: «Мы также ориентировались на позицию нашего союзника – США».

Япония, которая обеспечивает более 90% потребностей в сырой нефти поставками с Ближнего Востока, потратила немало всесторонних дипломатических усилий для построения отношений во взаимном доверии со странами ближневосточного региона.

Поэтому официальный Токио первое время не называл крупномасштабное и внезапное нападение ХАМАС на Израиль 7 октября «террористическим актом», а скорее настаивал на том, чтобы обе стороны проявили самоконтроль.

Однако, по словам правительственного источника, близкого к этому вопросу, 10 октября разочарованный израильский посол Гилад Коэн подал протест генсеку Совнацбеза Такэо Акибе по поводу слабой реакции японских властей. Со следующего дня официальный Токио стал называть нападение ХАМАС террористическим актом, перейдя на позицию признания права Израиля на самооборону в отношении сектора Газа.

Проблемные жертвы

Текущая позиция Японии заключается в том, чтобы решительно осудить теракт, совершенный боевиками ХАМАС, поддержать право Израиля на защиту своей нации в соответствии с международным правом, требовать немедленного освобождения заложников, удерживаемых террористами, и гарантий безопасности гражданского населения Газы, требовать, чтобы все действующие лица конфликта соблюдали международное право и настаивать на урегулировании ситуации как можно скорее.

Число жертв среди невооруженного населения сектора Газа резко возросло после военной операции Израиля, а антиизраильские настроения в мире усилились благодаря протестам, которые, как отмечает «Майнити симбун», проходят повсеместно.

Если число гражданских жертв в Газе продолжит расти, то Японии придется оказаться перед деликатным вопросом о том, какой должна быть реакция Токио на продолжающуюся военную операцию Израиля. Ведь если Япония официально не осудит массовые смерти гражданских лиц в Газе, она рискует быть обвинена в применении двойных стандартов, поскольку Токио продолжает решительно осуждать применение Россией вооруженной силы на Украине.

В декабре 2023-го Япония проведет специальную встречу на высшем уровне с лидерами АСЕАН, посвященную 50-летию сотрудничества с членами этой организации (выше кадр с онлайн-встречи в рамках АСЕАН-Япония в 2021 году). В Индонезии, в этом году председательствующей в АСЕАН, проживает значительная доля мусульманского населения, а порядка 60% жителей Малайзии, куда японский премьер направится 4 ноября, также являются мусульманами.

Сотрудничество со странами АСЕАН в противодействии своему соседу-гегемону Китаю крайне важно для Японии, а это означает, что реакция Токио на положение дел на Ближнем Востоке требует внимания к общественным настроениям в Азии.

И поскольку у Соединенных Штатов, скорее всего, не будет иного выбора, кроме как сконцентрировать внимание на Ближнем Востоке, американское сдерживание в отношении Китая несколько ослабнет – это еще одна проблема, о которой Японии следует беспокоиться.

Властям Японии не удается подобрать наилучшую модель официальной реакции на ситуацию в секторе Газа. При этом один источник в правительстве предположил, что для Японии стараться не особенно комментировать этот конфликт является «эффективной альтернативой» и что для Токио правильнее «сосредоточиться на собственных внешнеполитических проблемах», уделяя основное внимание «сфере гуманитарной поддержки».