Репортер DefenseNews (источник) Майк Йео отмечает, что Индонезия отказалась приобретать российские истребители Су-35, переориентировавшись на западных поставщиков. Как же теперь обстоят дела у России с продажами военной авиатехники в Юго-Восточной Азии?
Несмотря на неудачу с Индонезией, российская аэрокосмическая промышленность по-прежнему процветает благодаря прибыльному экспортному рынку в Индо-Тихоокеанском регионе (ИТР), продавая многоцелевые истребители, легкие штурмовики и вертолеты традиционным клиентам, а также добиваясь контрактов в других азиатских странах.
Лучший российский самолет для небогатых стран Азии
Наибольший интерес оборонных ведомств в странах из ИТР обращен к легкому учебному штурмовику Як-130, являющемуся популярным выбором для переоснащения местных ВВС, желающих приобрести легкое воздушное средство для сил ПВО и, одновременно, нуждающихся в замене изношенных российских или советских учебных самолетов.
У легкого российского штурмовика передовая авионика, включающая электродистанционную систему управления полетом и цифровую остекленную кабину. Этот самолет способен нести различные ракеты классов «воздух-воздух» и «воздух-земля», управляемые и неуправляемые бомбы.
В «Рособоронэкспорте» заявляют, что Як-130 является достаточно универсальным самолетом учебно-боевого предназначения, выполняющим не только задачи по летной и оперативной подготовке пилотов, но также и боевые задачи. Россия особенно подчеркивает, что данный самолет способен эффективно служить легким штурмовиком при потребности поражения воздушных и наземных, либо надводных целей.
Сейчас Як-130 используется военно-воздушными силами Бангладеш, Лаоса и Мьянмы, соответственно, эксплуатирующими 11, 10 и 18 таких самолетов. Не так давно еще одним новым покупателем российского учебного штурмовика стал Вьетнам, уже принявший несколько самолетов из 12 заказанных.
После закупки Як-130 Лаос, всегда располагавший малочисленными ВВС и не имеющий выхода к морю, впервые с конца 1990-х достиг самой возможности обеспечения противовоздушной обороны страны.
Что касается Вьетнама, то, скорее всего, свои Як-130 их Минобороны использует главным образом в качестве учебно-тренировочных машин, заменяя ими устаревшие L-39 «Альбатрос» чешского производства и предоставляя своим начинающим пилотам современную платформу, способную подготовить к полетам на боевых истребителях из его парка, состоящего из Су-27 и Су-30.
Мьянма представляет собой относительно новый рынок для России, поскольку ранее эта страна полагалась на Китай, как на основного поставщика вооружения и военной техники. Впрочем, Мьянма уже является эксплуатантом российского ударного вертолета Ми-35П и заказчиком шести многоцелевых истребителей Су-30МКЭ, последний из которых приобретен по контракту от 2018 года.
В июле 2021 года Москва подтвердила намерение выполнить сделку по поставке данного истребителя, несмотря на произошедший несколькими месяцами ранее переворот, в результате которого правительство Мьянмы контролируется местными военными. Известно, что мьянмские ВВС применяли свои Як-130 и Ми-35П для борьбы с повстанцами, движение которых возникло после военного переворота.
Бизнес с Пекином
Крупнейшим рынком в ИТР для российского аэрокосмического комплекса остается Китай, причем даже несмотря на технологические достижения китайских предприятий, из-за которых интерес Пекина к российской авиатехнике постепенно угасает.
По словам Андреаса Рупрехта, специализирующегося на китайской военной авиации, давно известной ахиллесовой пятой оборонного комплекса КНР является его зависимость от российских авиадвигателей, которая, вероятно, вскоре снизится, поскольку местные разработки аэрокосмических двигателей идут крайне быстрыми темпами.
Часть истребителей Chengdu J-10 с двигателем WS-10 взамен российского АЛ-31 уже используются китайскими ВВС. За последние месяцы китайскими WS-10 также были оснащены несколько истребителей-невидимок Chengdu J-20.
Кроме того, на спутниковых снимках (см. выше) оборонного предприятия Xi’an Aircraft Company, а именно его на аэродроме в Сиане, различимы как минимум четыре стратегических транспортных самолета Y-20 и заправщик Y-20U, оснащенные ТРДД WS-20 с большим байпасом.
Рупрехт сообщил Defense News, что его крайне удивит, если какой-либо будущий китайский самолет с неподвижным крылом, предназначенный для НОАК, будет использовать российские двигатели. Он отметил, что бомбардировщик «Сиань» H-6K (прим. Инфосми: основан на китайской лицензионном «клоне» советского Ту-16), как полагают, также будет оснащен модернизированными китайскими двигателями, заменяющими российский ТРДД Д-30КП.
Последним «летным» приобретением Китая у России был заказ на неназванное количество вертолетов Ми-171Ш, размещенный где-то во второй половине 2020 г. Это приобретение случилось спустя почти 5 лет после покупки небольшого числа Су-35 в 2015-м, поставленных двумя-тремя годами позже.
Сообщалось, что «китайские» вертолеты Ми-171Ш сконфигурированы для выполнения боевых поисково-спасательных операций и обладают «полный пакетом самозащиты». Их поставки начались где-то в 2021 г., и, как сообщается, они несут службу в неназванной бригаде на востоке Китая.
Решение Пекина о приобретении Ми-171Ш застало западных наблюдателей врасплох, поскольку у КНР имеется собственная вертолетная программа, в рамках которой уже разработаны несколько средних и тяжелых транспортных вертолетов, а также ударных винтокрылых машин. Однако эта покупка является частью сохраняющейся в НОАК традиции, в рамках которой Китаем приобретается нишевая военная техника, которую ему еще предстоит производить самому – в данном случае, вертолет для боевого поиска и спасения.