Иран вдвое увеличил бюджет Революционной гвардии

Согласно проекту бюджета, представленному президентом Эбрагимом Раиси в иранский парламент 12 декабря, в 2022 году Тегеран намерен более чем вдвое нарастить финансирование Корпуса стражей исламской революции (КСИР). Источник: Defense News.

После одобрения парламентом бюджета на следующий финансовый год КСИР получит 930 трлн риалов ($ 22 млрд). В 2021 г. их бюджетное финансирование составляло 403 трлн риалов. Что касается обычных вооруженных сил Ирана, то их бюджет увеличен примерно на 50% — с 212,79 трлн риалов до 339,68 трлн риалов ($ 7,99 млрд) в 2022 году.

Микаэль Танчум, научный сотрудник Австрийского института европейской политики и безопасности, сообщил Defense News, что минимальная стратегическая цель Тегерана, помимо политического выживания, заключается в обеспечении того, чтобы состояние архитектуры безопасности в регионе соответствовало требованиям иранских национальных интересов.

«КСИР, используя прокси-ополченцев и БПЛА, нетрадиционные методы морской войны и ракеты, экономически эффективно позволяет Тегерану возможность нанесения ущерба соседям Ирана, чтобы сохранить этот сдерживающий потенциал, как видно из атак на нефтеперерабатывающий завод в Саудовской Аравии, нефтяной порт в ОАЭ и т.д.», — заявил Танчум.

Он добавил, что сочетание нетрадиционной тактики и гибридной войны со стороны КСИР позволило Ирану расширить сферу влияния до берегов Средиземного и Красного морей. Такая тактическая комбинация сделала Саудовскую Аравию уязвимой как на северных, так и на южных сухопутных границах от Ирака до Йемена.

«С увеличением бюджета продолжится дальнейшее развитие возможностей аэрокосмического подразделения КСИР по использованию баллистических ракет и БПЛА следующего поколения, способных изменить стратегическое уравнение в пользу Ирана без противодействия со стороны Саудовской Аравии и ОАЭ», — заметил Танчум.

По продвигаемому Раиси законопроекту, иранскому Минобороны выделяется 955 трлн риалов ($ 22 млрд); объединенному командованию ВС – 46 трлн риалов, базе ПВО Хатам аль-Анбия – 7,7 трлн риалов.

«Возросший бюджет будет направлен на пополнение опыта новобранцев и материальных средств, убитых и утраченных в результате прокси-войн, чтобы КСИР сохранил свое преимущество перед любыми внешними атаками или внутренними потрясениями, вызванными неудачными ядерными переговорами, а также потерянными ресурсами и возможными предстоящими выходами на региональные театры военных действий», — считает Юсуф Мубарак, военный исследователь из Бахрейна.

Гвардия, составляющая около 10% всех вооруженных сил Ирана, не связана с регулярной армией и отвечает за охрану Исламской Республики, сформированной после революции 1979 г. В этом контексте, подчеркнул Мубарак, КСИР считается основной военной силой Ирана, когда дело доходит до защиты правительства. Поскольку если вдруг внутренние беспорядки начнутся, заметил он, обычные ВС Ирана не смогут проявить необходимую жесткость.

Мубарак добавил, что Тегеран также не полагается на армейское командование для руководства внешними наступательными операциями.

«Члены КСИР систематически изолированы – а также разделены демографически и идеологически – чтобы сохранить безразличие к иранскому народу, если они будут применены против него», — пояснил Мубарак.

По его словам, относительно продвинутые баллистические исследования и другие военные разработки Ирана основаны на китайских и российских технологиях. «Это означает, что если развитие возможностей КСИР и региональная повестка Ирана будут лучше служить китайско-российским стратегиям против США и Запада, то страны Персидского залива, наиболее уязвимые для иранских прокси, могут однажды стать свидетелями нарастания сложных атак с применением усиленных ракет и дронов, использующие восточные технологии».

В апрельском отчете Стокгольмского международного института исследования проблем мира (SIPRI)) отмечалось, что военные расходы Ирана снизились на 3% в 2020 году, составив $ 15,8 млрд. В отчете SIPRI утверждалось, что данное снижение является частью нисходящей тенденции, стартовавшей в 2018 г., когда Штаты восстановили экономические санкции из-за ядерной деятельности Ирана. В период 2018-2020 гг. военные расходы Ирана упали на 20%.