Власти Китая усиленно инвестируют в современное вооружение и технику, а также перестраивают структуру своего военного командования, чтобы модернизировать НОАК. Насколько успешны их оборонные инициативы на текущий момент?
Побеждавшая в прошлом, по утверждению китайской компартии, только на принципе «просо плюс винтовка», Народно-освободительная армия (НОАК) с тех пор превратилась в крупнейшую боевую силу Земли с двухмиллионным армейским штатом.
В эпоху лидерства Си Цзиньпиня Китай стал более агрессивным в дипломатическом плане, демонстрирующим возрастающую готовность подкрепить свои притязания на спорную территорию военным могуществом. Соседние страны и Штаты очень пристально отслеживают военное развитие КНР.
«Все громче звучат голоса, опасающиеся потенциального китайско-американского конфликта в Южно-Китайском море, что очевидно демонстрирует восприятие Соединенными Штатами «военного» Китай на равных условиях из-за растущей армии последнего», — отметил Инь Дунъюй, военный аналитик из Пекина.
В последние месяцы американские ВМС США со своими дипломатическими союзниками регулярно проводили корабельные группы в водах Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), включая Южно-Китайское море и Тайваньский пролив, заявляя право свободного судоходства в международных водах.
В октябре Штаты объявили об AUKUS – новом оборонном союзе с Великобританией и Австралией, в рамках которого предстоит приобретение Австралией американских АПЛ.
Вашингтон также увеличил продажи оружия Тайваню, усиленно модернизирующему свои вооруженные силы и разрабатывающему так называемые «асимметричные военные возможности» для предотвращения любой китайской атаки.
«Никто не может уверенно предположить, вступят ли Китай и США в реальный конфликт из-за Тайваня или Южно-Китайского моря, но с учетом быстрорастущей НОАК никто этого конфликта не хочет», — сообщила Цай Инвэнь, президент Китайской Республики (официальное название Тайваня).
Китайская Армия
Сухопутные силы НОАК традиционно являлись основной силой компартии для утверждения власти в регионе. Согласно последнему отчету Пентагона по состоянию сухопутных сил Китая, в их рядах насчитывается свыше 915 000 военнослужащих.
Армия Китая постоянно пополняет свой арсенал высокотехнологичным оружием. В 2019 г. на военном параде в честь Национального дня КНР демонстрировалась МБР DF-41, способная, по мнению экспертов, поразить любую точку земного шара. Но сегодня внимание большинства людей привлекает гиперзвуковая DF-17.
В 2021 г. сообщалось, что Китай фактически испытал гиперзвуковое оружие дважды – в июле и в августе – причем высокопоставленный американский генерал назвал эти испытания прорывными, почти что равными «первому спутника», подразумевая запуск советского спутника в 1957 г., подчеркнувшим лидерство СССР в космической гонке той эпохи.
Поскольку Южно-Китайское море становится «горячей точкой», НОАК усиленно развивает свой военно-морской флот. Китай претендует практически на всю акваторию этого моря, игнорируя конкурирующие претензии Тайваня, Филиппин, Вьетнама, Малайзии и Брунея.
Флот и авиация Китая
Согласно официально публикуемому оборонному документу китайского правительства, ВМС НОАК в настоящее время является крупнейшей военно-морской силой в мире, обладающей подлодками с ракетно-ядерным вооружением. Для поддержки военно-морских сил Китай также обладает так называемой «морской милицией» действующей в Южно-Китайском море. В этом году подразделениям морской милиции Китая разрешено применять оружие по иностранным судам.
По прошлогодним данным Минобороны США, китайские ВВС также стали крупнейшими в АТР и третьими по величине в мире, насчитывая свыше 2 500 самолетов.
В частности, ВВС Китая обладают теперь парком истребителей-невидимок, включающим новейший истребитель J-20, разработанный в КНР для конкуренции американскому F-22.
По данным SIPRI, Китай является одним из ведущих мировых экспортеров ударных БПЛА с обширной клиентурой, включающей ОАЭ и Саудовскую Аравию.
Внутренние проблемы НОАК
За внушительным оружейным арсеналом Китая и внешне непреодолимым военным ростом скрываются жесткая командная система, повальная коррупция и трудности подготовки новобранцев.
Китайская коррупция в значительной степени проистекает из традиций кумовства, фаворитизма и слабого общего надзора, в то время как вербовка в командный состав НОАК страдает, потому что молодых и перспективных китайцев более привлекает стремительно развивающийся частный сектор.
Это вызвало высокую зависимость НОАК от военного призыва, новобранцы из которого составляют почти 1/3 личного состава китайских ВС. Для каждой провинции Китая установлена годовая квота по призывникам, которым полагается пройти двухлетнюю срочную службу.
В 2021 г. из-за срыва прошлогоднего призыва в армию, вызванного пандемией, китайское военное командование запустило двукратный военный призыв за год вместо одного, как было прежде. В Китае допускается также проведение «дополнительных призывов» в ряды НОАК.
И, несмотря на накопление более совершенного оружия в последние годы, у китайской армии по-прежнему имеется значительная доля существенно устаревшего вооружения, большая часть которого базируется на советских технологиях 30-летней давности.
Так, в ВМС Китая больше кораблей, чем у Штатов – 360 судов, но это основном небольшие корабли. При этом крупных авианосцев у Китая только два, а третий проходит стадии строительства. Авианосный флот США включает 11 авианосцев – больше, чем у прочих стран.
По данным аналитиков американской RAND Corporation, в рядах НОАК недостаточно подготовленных специалистов для эксплуатации и техобслуживания новейшего вооружения, что определенно препятствует способности китайской армии достичь «единства».
Неопытность НОАК
Еще большей проблемой, по мнению некоторых аналитиков, является отсутствие у военного командования Китая современного боевого опыта.
«Последний раз Китай участвовал в конфликте с серьезным противником в 1979 г., во Вьетнаме», — отмечает Ши Ян, военный аналитик из Пекина. «При отсутствии у НОАК настоящего военного опыта некоторые считают, что реальная мощь китайской армии может быть ниже заявляемой Пекином».
Для наращивания опыта командование НОАК проводит учения, максимально схожие с настоящими боями. Например, в начале октября Китай провел военные учения близ Тайваня с массовым вторжением авиации в зону ПВО острова. Одновременно его армия провела наземные учения в юго-восточной провинции Фуцзянь, фоном для которых служили громкие заявления Пекина о принадлежности Тайваня.
Армейские реформы Китая
Для реконструкции НОАК глава Китая предпринял несколько шагов. У американских ВС была позаимствована армейская структура, дающая Центральной военной комиссии, возглавляемой Си Цзиньпином, более прямое руководство армейскими силами.
После масштабных реформ 2016 года китайские власти сформировали пять «командований театра военных действий», разделенных по стране географически. Подразделения армии, флота и ВВС в каждом районе напрямую подчиняются командованию «местного» театра военных действий, что должно позволить НОАК более эффективное проведение операций.
Вступая на высший пост КНР, Си Цзиньпин назвал уничтожение коррупции своей основной задачей. В рядах китайских ВС была проведена масштабная чистка, призванная убрать из НОАК военных чиновников, повинных во взяточничестве и иных формах коррупции.
Также Пекин постоянно наращивает бюджет китайских ВС. В 2021 г. на оборону КНР было выделено порядка $ 209,16 млрд, что на 6,8% больше, чем в 2020 г. Впрочем, крупнейшим оборонным бюджетом в мире по-прежнему обладают США — $ 705,39 млрд на 2021 год.