NI: Соединенным Штатам пора признать свой проигрыш в Сирии

Политолог Али Демидрас отмечает, что со времен Вьетнама и до современных Афганистана с Ираком Вашингтон многократно подтвердил свою неспособность к реформированию наций. При адаптивном переводе исходного материала перед публикацией на Инфосми авторская орфография была сохранена.

Возможно, ничто лучше не отражает ужасный провал Вашингтона после двадцатилетних плутаний в Афганистане, а также его полную некомпетентность в деле строительства нации на Ближнем Востоке, чем фотографии афганцев, цепляющихся за самолеты C-17 американских ВВС перед тем, как упасть насмерть с высоты в сотни метров.

$2,3 трлн денег американских налогоплательщиков и более 2400 погибших военнослужащих оказались недостаточными для преодоления огромных этнических, племенных и религиозных разногласий, необходимых для построения демократической афганской нации, дружественной по отношению к Америке.

Ирак рассказывает похожую историю. Потратив $2 трлн и потеряв свыше 4500 американских солдат, Ирак будет передан Ирану на серебряном блюде. В каком-то смысле именно устранение Саддама Хусейна – непримиримого врага Ирана – Соединенные Штаты дали Ирану то, чего ему не удавалось достичь 1980-е, поскольку Тегеран никогда прежде не был таким влиятельным в иракской политике, как сейчас.

Иракский парламент проголосовал за изгнание американских войск, а проиранские ополченцы-шииты регулярно проводят ракетные, минометные и беспилотные удары по американским войскам, базирующимся в Ираке, явной пытаясь заставить их покинуть страну.

Даже более того, вторжение США в Ирак не только проложило путь для иракской, сирийской и ливанской экспансии Ирана, но также способствовало перепоручению компаниям России и Китая прибыльной иракской нефтепромышленности. Наконец, именно Россия является основным поставщиком вооружения для Ирака.

«Иракская» картина полностью повторяется в Сирии, где предположительно размещено порядка 900 американских военнослужащих. Подобно Афганистану и Ираку, несмотря на траты миллиардов долларов, Вашингтон упорно не замечает тщетности своих усилий по государственному переустройству Сирии.

Проще говоря, этно-племенные и религиозные сирийские реалии, а также военное присутствие региональных игроков – России, Ирана и Турции – блокируют усилия Вашингтона по созданию дружественного Америке курдского государства в регионе. Вместо продолжения тщетных попыток Штатам рациональнее сократить свои потери.

Невозможность курдского государства

Когда франко-британский альянс успешно создал из османского Ближнего Востока независимые государства, ему не удалось включить в программу раздела курдскую нацию, прежде всего, потому что курдам «не хватало единства» и «не хватало возможностей сотрудничать для достижения большего целого». Внутрикурдское племенное недоверие оказалось настолько велико, что формирование независимого государства курдов в постколониальной эпохе было совершенно невозможным.

В недавнем прошлом американский экс-посланник в Сирии Бретт МакГерк уже пытался объединить соперничающие курдские фракции ПДС – сирийский филиал Рабочей партии Курдистана (РПК) – с Курдским национальным советом (КНС), пользующимся поддержкой Турции.

Известно, что проамериканская партия курдов «Демократический союз» (ПСД) ранее арестовывала лидеров «Курдского национального совета» (КНС), сжигала их офисы и не позволяла членам КНС проводить собрания и конференции. При очевидно неразрешимых разногласиях между курдскими партиями Вашингтон все же приступил к выполнению миссии, уже проваленной британцами столетие назад при значительно более приемлемых условиях: создание курдского государства посредством объединения курдов Ирака и Сирии.

Между тем Турция, второй по площади член НАТО, абсолютно ясно дала понять, что не потерпит перспективного курдского государства, возглавляемого ПСД. Анкара провела несколько военных вторжений в Сирию, вытеснив силы ПСД в глубь пустыни.

По признанию Роберта Форда, американского посла в Сирии (период 2011-2014 гг.), «нынешнему подходу США к Сирии не хватает достижимого финала. Без дипломатического и военного прикрытия американскими ВС ОНС [вооруженное крыло ПСД], столкнется с войной на два, а то и три фронта – против Турции и против сирийского правительства… Чтобы предотвратить такой исход Штатам придется поддерживать курдские силы в восточной Сирии в течении неопределенного срока».

ИГИЛ не является проблемой Америки

Возникшие после падения иракского государства после 2003-го, боевики ИГИЛа (запрещен в РФ) участвовали в кампаниях геноцида против мусульман-шиитов, а также тысяч проживающих в Ираке и Сирии туркмен, халдеев, езидов и ассирийцев. Среди жертв игиловцев также множество мирных турецких жителей.

В то же время единственные прямые американские жертвы от боевиков ИГИЛ – два журналиста и два представителя подрядных организаций. Возглавляемая Штатами кампания (2014-2019 гг.) обеспечила поражение ИГИЛа, правда, в процессе было убито свыше 10 000 мирных жителей.

Вашингтон продолжает оправдывать пребывание в Сирии возможностью возрождения ИГИЛа, что крайне маловероятно, учитывая перемены в геополитике региона. Поддерживаемый Москвой Башар аль-Асад уже восстановил контроль над большей частью страны западнее Евфрата.

Турция также зарекомендовала себя мощной воинственной державой, проводившей или содействующей неоднократным военным операциям в Ираке, Ливии, северной Сирии и Южном Кавказе, завершившимся удачно.

Опираясь на своих доверенных лиц, Иран подчеркивает, что он сохранил военное и политическое влияние в Сирии и Ираке. Учитывая все вышесказанное, в случае повторного возникновения ИГИЛа противостоять ему будут Турция, Сирия, Россия и Иран, а значит у региона есть средства противодействовать «Исламскому государству» (запрещено в РФ).

Курды для безопасности Израиля

Некоторые политики в Штатах и других странах продолжают утверждать, что курдское государство, простирающееся от иракской Сулеймании до Средиземного моря, позволит сформировать антииранский буфер для Израиля.

Тем не менее курды, особенно американские союзники из «Сирийских демократических силах» (СДС), где доминирует курдская СНС, отказываются нарушать хрупкое равновесие, установленное ими с Ираном. В реальности, когда у сирийских курдов дела идут хуже некуда, СДС, как правило, спасается поддержкой проиранского Асада.

Следует также помнить, что именно США, а не Иран, представляют собой иностранную силу на Ближнем Востоке. Курдская верхушка СДС/СНС прекрасно осознает, что их союз с Штатами носит временный характер, и поэтому они никогда не выступят против Ирана в защиту Израиля.

Неспособность США понять тысячелетнюю социальную-племенную динамику, определяющую современный Ближний Восток, чрезмерная зависимость проамериканских марионеточных сил от поддержки американской армии, порождающей лишь новые разрушения и хаос –  все это объясняет, почему Америка не добьется прогресса на Ближнем Востоке.