NYT: почему создаваемая 20 лет афганская армия пала за считанные дни

Стремительное наступление «Талибана» (запрещен в РФ) ясно показывает, что усилия Штатов по преобразованию ВС Афганистана в мощную и самостоятельную боевую силу полностью провалились. Прежде всего, потому, что неумелые лидеры Афганистана попросту бросили своих военнослужащих на произвол судьбы.

Похоже, что сдача правительственных войск Афганистана происходит так быстро, как талибы могут продвигаться вперед.

За последние дни афганские ВС потерпели поражение в 15 городах под давлением талибского наступления, развиваемого с мая. В пятницу «Талибан» подтвердил, что теперь контролируют две наиболее значимые столицы провинций: Кандагар и Герат.

Интенсивное наступление талибов привело к массовым капитуляциям, захвату вертолетов и складов многомиллионного американского оборудования, показанных талибами на зернистых видео с мобильников. На окраинах некоторых городов неделями шли ожесточенные бои, но, в конце концов, талибы преодолели оборону рубежей и вошли в города, встретив незначительное сопротивление или не встретив его вообще.

Столь быстрое исчезновение правительственных сил Афганистана тем удивительно, что Соединенные Штаты вложили в поддержку проамериканских властей более $ 83 млрд – на вооружение, техническое оснащение и обучение сил безопасности страны, занявшее два десятилетия.

Организация афганских сил безопасности была ключевой задачей администрации Обамы, стремившейся найти способ сохранения порядка в Афганистане прежде, чем покинуть его. Эти усилия привели к созданию ВС, смоделированных по образу американской армии, которые должны были обеспечить стране десятилетия безопасности. Но, скорее всего, армия Афганистана исчезнет раньше, чем США успеют эвакуироваться из Кабула.

Будущее Афганистана все более и более неопределенно. Предельно ясно лишь одно: 20-летние усилия Штатов по преобразованию афганских вооруженных сил в сильную и независимую силу обрушены, поскольку страна падает в руки талибов.

О скором распаде правительственных вооруженных сил стало очевидно не в августе, а несколькими месяцами назад, когда армия Афганистана начала свое постепенное исчезновение.

Все началось с отдельных сельских застав, где голодающие армейские и полицейские подразделения, испытывающие постоянную нужды в боеприпасах, окружались боевиками «Талибана», гарантирующими им безопасный проход при условии сдачи и оставления всего снаряжения. Эта тактика постепенно дала боевикам все больший контроль прежде над дорогами, затем над районами полностью. При оставлении очередного рубежа жалобы правительственных военнослужащих почти всегда были одинаковыми: нет поддержки с воздуха, закончились боеприпасы и продовольствие.

Но системные недостатки афганских сил безопасности были известны и прежде. Не так давно численность СБ Афганистана на бумаге насчитывала порядка 300 000 человек, сейчас же – менее лишь 1/6 от этого количества.

Солдаты и полицейские заявляют все возрастающее недовольство афганскими властями. Чиновники-коррупционеры закрывали глаза на происходящее в армии, прекрасно зная, что действительное количество личного состава сил безопасности значительно ниже приведенного в бухгалтерских книгах.

А когда после объявленного Штатами ухода боестолкновения с талибами начали происходить регулярно, это только усилило уверенность военнослужащих в том, что борьба за «кабульское» правительство Гани не стоит их смерти. Буквально в каждом интервью журналистам военнослужащие СБ Афганистана описывали свое состояние как отчаянное.

В последние недели власти консолидировали афганские войска для защиты 34 провинциальных столиц, среагировав на переориентирование талибов с сельских районов на города. Но толку от выбранной стратегии не было – боевики брали город за городом, всего лишь за неделю захватив почти половину провинциальных центров Афганистана и окружив Кабул.

Мнение афганских военнослужащих

«Они просто пытаются нас прикончить», — отметил бывший начальник полиции 45-летний Абдулхай, еще недавно удерживавший северную линию фронта близ Кандагара.

С 2001 года афганские силы безопасности потеряли убитыми свыше 60 000 человек. Однако Абдулхай говорил не о талибах, а об афганском правительстве, по его мнению, либо абсолютно бестолковом, либо целенаправленно сдающем Афганистан «Талибану».

Генерал Аббас Таваколи, руководящий 217-м корпусом ВС, после падения базы, размещенной в соседней провинции, объясняя причины поражения его войск, повторил слова Абдулхая. «Сознательно или неосознанно парламентарии и политики способствуют раздуванию пожара, начатого врагом», — пояснил генерал. «Регионы пали не из-за боевых действий, а в результате психологической победы талибов».

Афганские пилоты сетуют, что их командование беспокоится о состоянии самолетов и безразлично к летчикам – «Талибан» против них ведет безжалостную кампанию убийств. Остатки элитных коммандос используются для удержания территории, все еще контролируемой правительством. Их постоянно бросают из провинции в провинцию без четкой цели, не давая отдыха.

Талибам на прошедшей неделе сдались подразделения маршала Рашида Дустума, известного своим талантом заключать сделки и менять стороны. А в пятницу (13 августа) боевикам сдался видный афганский военачальник Мохаммад Исмаил-хан – в прошлом моджахед, за свою доблесть прозванный «Львом Герата».

Тем не менее, афганские войска все еще сражаются, даже невзирая на скорую вероятность капитуляции их правительства. Как это бывает в любой битве с незапамятных времен, афганские бойцы сражаются друг за друга, а также за командиров, вдохновляющих подчиненных на борьбу, несмотря на ад, ожидающий их впереди.