В Северной Корее перевели время на полчаса назад

В минувшую субботу, пятнадцатого августа 2015 года стрелки  часов во всей Северной Корее перевелись на полчаса назад.

Данное решение руководство КНДР приняло исходя из сугубо идеологических соображений: прежний часовой пояс Пхеньян счел наследием времен японской оккупации. Сеулу инициатива северных соседей не понравилась: президент Южной Кореи предупредила, что разница во времени повредит совместной экономической деятельности государств.

В Пхеньяне назвали ее слова «предательским антинациональным актом». Между тем еще недавно южане сами переводили стрелки, лишь бы не находиться с Токио в одном часовом поясе, и вводили календарь, в котором летоисчисление начиналось с 2333 года до н.э. Утром седьмого августа жители КНДР, а за ними и весь мир, узнали, что с 15 августа обитатели северной части Корейского полуострова будут жить по новому времени. Раньше время в Сеуле и Пхеньяне было одинаковым, но вводимое сейчас в КНДР новое стандартное время отличается от южнокорейского на тридцать минут. В стандартной мировой системе выбранное КНДР стандартное время обозначается как UTC +8:30 — то есть, опережает Гринвич на 8 часов 30 минут. Например, когда в Сеуле будет 21 час, в Пхеньяне, который расположен почти прямо на север и до которого всего лишь пара сотен километров, будет 20 часов 30 минут. В общем, ничего необычного в этом решении нет. Часовые пояса, впервые введенные в конце XIX века, неоднократно пересматривались в разных странах, причем корректировки эти часто мотивировались не столько хозяйственными, сколько политическими и идеологическими соображениями. Результаты получались порой довольно причудливые.

Можно вспомнить Китай, территория которого теоретически должна быть разделена на пять часовых поясов. Именно так и было до 1949 года, но когда в Китае взяли власть коммунисты, они решили, что вся огромная страна должна отныне жить по одному, единственно правильному пекинскому времени. Так она и живет до сих пор, хотя жители дальних окраин КНР из-за этого испытывают некоторые неудобства и даже на практике явочным порядком иногда используют местное время. В качестве примера пересмотра часовых поясов по соображениям политического символизма можно вспомнить и совсем недавний перевод Крыма на московское время.

Причина северокорейского решения о переводе стрелок часов на полчаса назад связана с тем, что с одной стороны, тут есть некоторый практический смысл: новое пхеньянское время весьма близко к астрономическому времени 127-го меридиана, который делит Корейский полуостров примерно пополам. Однако, само решение о введении «некруглого» времени выглядит несколько спорным. Впрочем, по мировым стандартам и оно не является совсем уж необычным: по «некруглому», то есть сдвинутому на 30 минут времени живут некоторые страны, как территориально относительно небольшие — вроде Венесуэлы или Ирана, так и весьма внушительные — вроде Индии. Однако в официальных документах, опубликованных КНДР, решение о введении нового времени объясняется не столько практическими, сколько идеологическими соображениями.

Дело в том, что использовавшееся до этого в обоих корейских государствах стандартное время совпадает с токийским. Как легко догадаться, токийское время было введено в Корее в январе 1912 года, после того, как страна была аннексирована и стала японской колонией. До этого в Корее действовало то самое время, которое сейчас вводят в Пхеньяне: UTC +8:30. Правда, жили по нему только с апреля 1908-го. То есть отсчет в любом случае начинается в период, когда все решения в Корее уже принимались японцами. А в Корее в более ранние времена, как и в других доиндустриальных странах, стандартного национального времени просто не существовало.