Что ждет экономику Украины, оценили эксперты. Месяц назад Украина подписала экономическую часть соглашения об ассоциации с Евросоюзом, предполагающую вхождение в зону свободной торговли ЕС. Сразу после в Москве заявили, что России придется защищать свой внутренний рынок от беспошлинного потока через Украину европейских товаров. Вчера Минэкономразвития обнародовало проект постановления правительства, вводящего пошлины на ввоз в Россию товаров украинского происхождения. Пошлины предполагается ввести для сельскохозяйственной продукции (мясо, молоко, овощи, фрукты); для продовольственных, хозяйственных, косметических товаров; для сигарет, спирта, изделий из черных металлов, стройматериалов, сантехники, мебели, легковых автомобилей; а также для пассажирских и грузовых судов.
Что ждет теперь экономику Украины? Как заявил «Вестнику Кавказа» зампред Ассоциации российских дипломатов Андрей Бакланов, «Украине перенастроить свою торгово-экономическую жизнь таким образом, чтобы они были конкурентно способны на европейском рынке, тем более при наличии нынешней ситуации, будет достаточно сложно. Я думаю, что все-таки при обсуждении вопроса о евроинтеграции превалировали несколько поверхностные подходы без должного, реального анализа ситуации и последствий присоединения Украины к европейским структурам, рассказывает сайт, где можно заказать плетеную мебель.
Эта политизация торгово-экономических моментов… Мы неоднократно об этом предупреждали и уверены, что она будет иметь тяжелые последствия для страны. Населению смогли внушить простейшую мысль, что если посмотреть в сторону Украины и если договориться с европейскими структурами о вхождении в Европу, то автоматически и уровень жизни возрастет, и уровень производства вырастет. Нет, это тяжелый мучительный процесс. Помимо этого, условия, на которые, судя по всему, согласилась Украина, могут привести к падению и уровня производства, и к усилению конкуренции со стороны продукции, которую производят другие страны. Поэтому мы крайне осторожно подходили к этому вопросу, сообщали о своем мнении украинским коллегам. Но, к сожалению, они приняли то решение, которое приняли. В нынешней ситуации все усугубляется той военной истерией и военной агрессией правительства против юга и востока Украины».
Бывший советник врио главы Республики Крым Рустам Темиргалиев говорит, ссылаясь на данные «Газпрома», что сегодня речь идет о сумме украинского долга в 5,3 млрд долларов, а с июня практически не идет закачка газа в газовые хранилища Украины: «Объем газа в украинских газовых хранилищах составляет 46%, при необходимой норме до 70%. Уже осенью этого года с началом отопительного сезона Украина столкнется с нехваткой природного газа для обеспечения коммунальными услугами населения».
По данным Темиргалиева, Международный валютный фонд выдвинул Украине два жестких условия: «Первое условие касается повышения тарифов на коммунальные услуги для украинского населения с 1 октября, по некоторым позициям это повышение более чем в три раза. Второе условие — это секвестр бюджета на сумму 40 млрд гривен. Для Украины это очень масштабная сумма — треть всей доходной базы. Примерно 3,5 млрд долларов доходной базы необходимо сократить. Это приведет к тому, что Украина в самое ближайшее время Украина будет вынуждена начать снижать пенсии и зарплаты госслужащим, а также сокращать социальные выплаты. Все это может привести к сильному социальному кризису, и Украина в сентябре-октябре может столкнуться с угрозой дефолта, т.е. неспособностью осуществлять выплаты по своим долгам, по своим обязательствам, в том числе перед международными организациями».
Обострение отношений с Россией также существенно влияет на украинскую экономику. «Отказ по просьбе [президента Украины Петра] Порошенко от строительства совместного самолета Ан-140 может привести к остановке 65 предприятий авиапромышленного комплекса, на которых работают десятки тысяч украинских рабочих. При этом Россия может начать совершенно спокойно производство на базе самарского завода самолета Ил-114. Кроме того, из 125 предприятий украинской оборонки, более 80 предприятий работают исключительно на российский рынок. То есть отказ от военного сотрудничества также повлечет серьезные риски», — полагает Темиргалиев.
Он уверен, что интеграция Украины в европейское пространство несет серьезнейшие риски для населения: «Украине не выдержать подобной интеграции и разрыва отношений [с Россией]. Украина должна все-таки найти компромисс с Россией, со странами Таможенного союза, чтобы вступить или договориться о каком-то формате взаимодействия и спасти украинскую экономику. 34% экспорта из Украины приходиться на российский рынок и отказываться от подобного сотрудничества ни в коем случае нельзя».