Как исследуют слух при помощи камертонов. Камертон должен отстоять от ушной раковины на 1 см и при этом не касаться ни раковины, ни волоc. Звук воспринимается не только через воздух, но и через кость.
На кожной поверхности черепа имеется разлитая диффузная чувствительность, осуществляемая тактильными и вибрационными рецепторами. Это филагенетически самая старая рецепция живого организма. С эволюцией животного мира у человека оформился сложный слуховой прибор, функция которого в соответствии с требованиями среды оказалась наиболее чувствительной к человеческой речи.
Но старая, первоначальная, «протопатическая» звуковая чувствительность (тактильно-вибрационная) сохранилась и продолжает играть немалую роль в слуховой функции. Чем больше тактильно-вибрационных рецепторов включено в восприятие звука, тем сильнее звуковое ощущение. По-видимому, этим и объясняется то, что многие тугоухие совершенно интуитивно для усиления восприятия речи приставляют к уху ладонь. При этом за счет большого числа тактильно-вибрационных рецепторов, разбросанных по ладонной поверхности, происходит основное усиление звука.
В процессе гибели слуховых рецепторов вибрационные ощущения обостряются. По-видимому, это обстоятельство может являться одним из объяснений наличия неплохой костной чувствительности при некоторых формах нейросенсорной тугоухости. Несомненно, что тактильно-вибрационные рецепторы играют важную роль и в камертональном исследовании.
Изобретение Д. Шором в 1711 г. камертона явилось выдающимся событием в музыке и в акуметрии. С момента_появления первых камертональных опытов (Вебера в 1829 г., Риннев 1855 г., Швабаха — в 1885 г., Бинга и Желле в 1891 г., Левис-Федериче — в 1931 г.), с момента создания в 1894 г. Бецольдом и Эдельманом набора камертонов (так называемый «непрерывный ряд тонов» — от 16 Гц до 20 кГц) и научной разработки «классического» исследования слуха при помощи камертонов, этот метод нашел широкое использование в практической оториноларингологии и стал в то время, пожалуй, единственным наиболее достоверным способом дифференциальной диагностики уровня поражения слухового анализатора.
К сожалению, с появлением электроакустической аппаратуры и сложных методов аудиометрических исследований камертональным методам уделялось все меньше и меньше внимания, а в последние годы они практически не упоминаются на страницах монографий. Мы считаем это не только неоправданным, но и профессионально вредным, ибо получение достоверных результатов требует разностороннего подхода в исследованиях слуха, использования всех существующих и доступных методов. Не останавливаясь подробно на общей сути и принципах камертонального исследования (полагая, что профессиональная опытность любого врача-оториноларинголога обязательно включает и эти «базисные» знания), мы отметим некоторые особенности метода, недостаточно отраженные, по нашему мнению, в специальной литературе. Это касается прежде всего методологических принципов использования камертонов, особенно у детей Ю. Б. Преображенский и Л. С. Годин (1973) считают, что камертональное исследование в дошкольном возрасте практически неосуществимо, а в школьном — имеет очень ограниченное применение. Авторы nодтверждают свое мнение выводами 3. Н. Юшкавой о том, что дети с дефектами слуха не успевают уловить, а потому не слышать звучания камертонов из-за того, что наибольший уровень звукового давления низкочастотных камертонов не превышает 20 дБ, а высокочастотных — 80…90 дБ.
Наш опыт свидетельствует о том, что подавляющее число детей хорошо воспринимают и достоверно оценивают как частотную характеристику, так и время звучания камертонов. Выше мы уже отмечали успешное использование опыта Вебера при исследовании слуха у новорожденных. В последующих возрастных группах большинство детей правильно распознают воздушно-костную разницу в опыте Ринне и костно-костную разницу в опыте Швабаха. М. Я. Козлов (1976) отметил благоприятные результаты при использовании опыта Бинга у детей От 5 до 14 лет при дифференциальной диагностике невоспалительных заболеваний уха. Значительные трудности у резко тугоухих детей все еще представляет дифференциация костной вибрации от звуковой чувствительности через кость при использовании «костных:. камертональных опытов. Однако тренировка, а также правильное в методологическом отношении использование камертонов помогает преодолеть и эти сложности.
По материалам: infosmi.net