Китайские хедж-фонды, применяющие для торговли набор компьютерных алгоритмов, становятся все более популярными после того, как многие инвесторы обожглись на рекомендациях экспертов-людей, занимающихся подбором акций.
Фирмы, в том числе Shanghai BlackWing Asset Management и Shanghai Minghong Investment Management, входят в число компаний, наращивающих количество мультистратегических предложений, чтобы удовлетворить растущий спрос инвесторов.
Согласно данным Shenzhen PaiPaiWang Investment & Management о 110 хедж-фондах, управляющих по меньшей мере 5 млрд юаней ($700 миллионов), ориентированных на акции, ключевым сектором, лежащим в основе опережающих результатов аналитиков, были акции, где управляющие смогли получить 10% доход за шесть месяцев (до 12 мая), опередив рост активных фондов на 7,4%.
«Дискуссии о звездных менеджерах угасли за последние два года», — говорится в отчете китайской инвестиционной компании Howbuy от 27 апреля. «Инвесторы начинают верить в количественные показатели, но скептически относятся к активному управлению».
Машины лучше людей
Разочаровывающие результаты нескольких лучших хедж-фондов, управляемых людьми, подтверждают мнение о том, что машинные алгоритмы лучше ориентируются на капризных рынках Китая. Квантовые (количественные) фонды вовлечены в «гонку вооружений» по разработке компьютерных продуктов, основанных на нескольких стратегиях. Они делают ставку на интерес инвесторов по мере того, как рынок Китая продолжает развиваться по образцу западных аналогов, где эти стратегии становятся более доступными для пенсионных фондов и состоятельных клиентов.
В КНР местные инвесторы ищут преимущественные алгоритмы после падения внутренних акций, в то время как неопределенность в отношении экономики заставляет все большее число местных инвесторов переводить наличные в зарубежные активы. Основной фондовый индикатор Китая прибавил всего 1,5% в этом году, сильно отставая от большинства мировых индексов после падения на 22% в 2022 году.
Автоматические торги часто основаны на комбинации количественных стратегий, начиная от «только длинных» позиций, которые делают ставки на рост акций, повышенных ставок на индексы, сырьевые товары, кредиты и нейтральные к рынку ставки.
Одной из таких фирм, что уже превзошла контрольные показатели, является Shanghai BlackWing, оборот которой составляет порядка 15 миллиардов юаней.
В прошлом году эта компания получил 2,7% прирост после получения комиссий за свой фонд Selected Multi-strategy №1, сочетающий в себе расширенную торговлю фондовыми индексами и сырьевыми товарами. Для сравнения, индекс CSI Smallcap 500, который отслеживает 500 акций класса A, упал на 20%. Общая доходность в годовом исчислении составила 23,5% с момента ее создания в апреле 2019-го.
Shanghai BlackWing увеличила долю мультистратегических количественных продуктов до более чем 50% активов под ее управлением, при этом большая часть новых поступлений происходит от состоятельных физических лиц через фирмы по ценным бумагам и банки.
«Мультистратегия похожа на святой Грааль количественных инвестиций», — заметил главный стратег Black Wing Ван Цзюнь.
Конкурирующая с ней компания Shanghai Minghong использует возможность собрать деньги для своего фонда Multi-strategy №1, который с момента создания в 2015-м приносил 18,1% годовых до вычета комиссий. Компания отказалась назвать цель сбора комиссионных средств.
Продукт, который сочетает в себе долгосрочные, рыночно-нейтральные, событийные и сырьевые стратегии, приносил прибыль каждый год.
«Мультистратегия лучше всего подходит для преодоления бычьих и медвежьих рынков в долгосрочной перспективе», — сообщил Цю Хуэймин, основатель Shanghai Minghong, управляющей активами почти на $10 миллиардов.
Эта компания рассматривает возможность расширения своих торговых мощностей за счет добавления акций США для дальнейшей диверсификации своих стратегий.
Единая стратегия
В лучшие годы продукты с одной стратегией могут приносить значительную прибыль, если менеджеры делают ставку на правильные акции. Это также означает больший риск в периоды спада.
Согласно анализу PaiPaiWang в отношении фондов с капиталом более 10 млрд юаней, активно управляемые акции из числа «длинных» продуктов в 2022 году оказались убыточны в среднем на 20%, при этом менее 5% из них приносят прибыль.
Шанхайский инвестиционный центр Паньцзин, управляющий более чем 10 миллиардами юаней, в декабре 2022-го извинился перед инвесторами за большие убытки после того, как был ошеломлен политическими шагами Китая.
Для сравнения, мультистратегические квантовые фонды могут сократить потери в нестабильные годы. По данным PaiPaiWang, эти фонды выросли в общей сложности на 64% за пять лет, истекших в 2020 году. Несмотря на отставание от длинных квантов примерно на 6,8 процентных пункта, их самый большой годовой убыток за этот период – 0,2% в 2018 году – был намного меньше, чем снижение на 12% в более популярной категории.
После того, как многие из них прогорели в прошлом году, китайские розничные инвесторы и инвесторы с высоким уровнем собственного капитала начинают ценить диверсифицированные стратегии для получения устойчивой прибыли.
«Распределение средств по нескольким стратегиям могло бы сгладить волатильность и предоставить инвесторам более стабильный опыт», — считает Йи из China Merchants.
Входной барьер
Рубеж входа для «квантов» может быть высоким. Чтобы хорошо работать, хедж-фондам необходимы знания в области данных и кодирования для разработки алгоритмов под различные типы стратегий. Компания Mingshi Investment Management, которая выпускает эти продукты на сумму около 150 миллионов юаней, делит свои исследования, подобно сборочной линии, на пять областей – факторы, искусственный интеллект, оптимизация, контроль рисков и трейдинг.
Другие пытаются конкурировать. Базирующаяся в Пекине Paradox Asset заявила в ноябре 2022-го, что отказывается от ставок на «алкогольные» акции и переходит на «кванты». Базирующаяся в Шанхае компания Minority Asset Management сообщила инвесторам в апреле, что она расширяет применение компьютерных моделей при выборе акций последние три года, сумев получить доходность, превышающую контрольные показатели в 2023-м.